«Красноярский машиностроительный завод» получил иски на сотни миллионов рублей, связанные с реализацией гособоронзаказа по контракту с «Государственным ракетным центром им. академика В.П. Макеева», от уральских производителей. Привлеченные «Красмашем» конечные исполнители крупного заказа для ракетных войск годами добиваются оплаты авансов и конечного расчета, а неустойки в отдельных случаях исчисляют сотнями миллионов. Впрочем, на «ГРЦ Макеева» оснований для расчетов пока не видят, указывая в суде, что так и не получили конечную оплату от Минобороны РФ, а фактические затраты на выполнение контракта в рамках гособоронзаказа, с момента получения которого прошло более 10 лет, выросли на 13 млрд рублей. «Красмаш», в свою очередь, такой подход вынудил привлечь крупные банковские займы, а некоторым его партнерам по ГОЗу на Урале, впрочем, удалось получить оплату и, к тому же, взыскать с завода в суде неустойку. Однако красноярское предприятие с таким решением не соглашается, а идти на мировую с соисполнителями, как показывает судебная практика, завод готов лишь в случае учета в соглашениях поступления денег от «ГРЦ Макеева». Однако головной исполнитель о намерениях оплаты не сообщает, зато отчитывается об успешной реализации того же ГОЗа перед Правительством РФ.
АО «Красноярский машиностроительный завод» (входит в ГК «Роскосмос») подало апелляцию на решение Арбитражного суда Свердловской области, взыскавшего с предприятия неустойку в 15 млн рублей в пользу АО «Уральский электромеханический завод» (УЭМЗ, входит в ГК «Росатом») в рамках исполнения гособоронзаказа.
Изначально предприятие требовало взыскания 89 млн рублей, в том числе неустойки в 17 млн рублей, начисленной с января 2021 по 31 мая 2022 года.
УЭМЗ выполнял работы в рамках ГОЗа по созданию изделий для ракетных войск. В ходе рассмотрения дела «Красмаш» основной долг погасил, но от иска завод не отказался, хотя и снизил неустойку до 15 млн.
При рассмотрении дела суд указал на отсутствие в договоре между красноярским и уральским предприятиями ссылки на проведение работ в рамках гособоронзаказа, исходя из чего оплата должна быть произведена вне зависимости от платежей со стороны головного исполнителя – «ГРЦ Макеева» (входит в ГК «Роскосмос», ГК «Миасского», «Златоустовского», «Красноярского» машиностроительных заводов и НИИ «Гермес» г. Златоуст).
Впрочем, иные партнеры «Красмаша», также привлеченные для разработки изделий для ракетных войск в рамках контракта с «ГРЦ Макеева», остаются без оплаты. Так, московское ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз» требовало с красноярского завода 149 млн рублей неуплаченного аванса, 44 млн рублей долга по окончательному расчету и неустойку в 384 млн рублей. Подрядчик в рамках контракта разрабатывал составляющие опытного образца специзделия. Ориентировочная цена их по договору составляла 550 млн рублей, исходя из нее рассчитывался аванс в 80%.
Работы были разделены на 2 этапа, первый из которых оплачен полностью, второй – лишь частично, а для взыскания пени Арбитражный суд Красноярского края основания не усмотрел, указав, что подписанное к контракту допсоглашение предусматривает аванс до 80%. Кроме того, само соглашение содержит важную оговорку о выполнении его в рамках контракта по ГОЗу с «ГРЦ Макеева». Исходя из нее, даже при принятых без замечаний работах конечного исполнителя средства ему не поступят до полной оплаты со стороны конечного заказчика.
Сам «Красмаш» на сентябрь 2021 года получил финансирование на 84,5% от ориентировочной цены контракта с «ГРЦ Макеева», долг составлял 1,655 млн рублей. Из-за отсутствия средств со стороны заказчика, как поясняли представители красноярского завода, предприятие вынуждено было привлечь кредиты в 6 млрд рублей. Сумма отчасти объясняется тем, что при переводе ориентировочной цены госзаказа в фиксированную конечные затраты увеличились на 13 млрд.
На «Красмаше» в течение дня ситуацию не прокомментировали – в пресс-службе на звонки издания не ответили. В пресс-службе «ГРЦ Макеева» заявили, что предоставят ответ только после направления официального запроса. Издание направило его, но в течение дня ответ не поступил.
Сегодня в адрес «Красмаша» направлено еще несколько исков о взыскании долгов в рамках исполнения того же ГОЗа. Так, например, АО «Пермский научно-исследовательский технологический институт» требовало взыскания 109 млн рублей, но с предприятием достигнуто мирового соглашение о погашении долгов при поступлении средств от «ГРЦ Макеева».
Порядка 95 млн рублей требует АО «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова» (Екатеринбург). Однако в данном случае «Красмаш» предъявил встречный иск о взыскании 450 млн рублей в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.