«Если все правильно пойдет, то будет выздоровление. А когда СМИ начинают печатать, обычно все хуже становится», — комментирует учредитель челнинского «КИТ Строя» Эльман Рагимов ситуацию вокруг компании. Крупный подрядчик «Татнефти» оказался на грани банкротства. Компания участвовала в строительстве установок ТАНЕКО и работала на подрядах по возведению «Этилена-600», пока налоговая не предъявила фирме долг в 393 млн рублей. В реестр требований вошло 30 компаний, включая претензии «Татнефти» на 1,6 млрд рублей. О том, в чем корень проблем компании с ликвидностью и что думают об этом ее бывшие сотрудники, — в материале «БИЗНЕС Online».
Что случилось с «КИТ Строем»?
Одна из крупнейших строительных компаний Татарстана — челнинское ООО «КИТ Строй» — оказалась на грани банкротства. 28 февраля 2023 года управление Федеральной налоговой службы (ФНС) по РТ подало в Арбитражный суд республики заявление с требованием признать организацию несостоятельной (банкротом). Сумма исковых требований составила 393,2 млн рублей. В середине мая суд удовлетворил иск, ввел в «КИТ Строе» процедуру наблюдения и назначил временного управляющего.
По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», за последние 12 месяцев в отношении строительной компании было подано 16 исков на 1,7 млрд рублей. Бо́льшая часть заявителей требуют возмещения за неисполнение обязательств. В реестр требований кредиторов (документ с отображением всех долгов, которые формирует арбитражный управляющий), помимо налоговой, включены заявления ряда других организаций, включая ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (дочернее предприятие ПАО «Татнефть») и АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“». Но главным ударом стали требования непосредственно «Татнефти» на 1,6 млрд рублей.
Кому и сколько должен «КИТ Строй»
Согласно материалам Арбитражного суда РТ, помимо налоговой службы, требования к «КИТ Строю» предъявили на данный момент 30 компаний. Общая сумма требований составляет порядка 1,75 млрд рублей. Ниже список предъявителей с указанием сумм:
ПАО «Татнефть» — 1 653 288 848,22 рубля;
ООО «Спецмонтажстрой» (Воронеж) — 15 585 042 рубля;
ИП Сайфуллин Ильдар Рустамович (Набережные Челны) — 10 788 000 рублей;
ООО «Полати» (Мытищи) — 10 641 234 рубля;
ООО «Спецтехника-116» (Набережные Челны) — 10 636 548 рублей;
ООО «НБЗ-К» (Елабуга) — 9 434 561 рубль;
ООО «Прикамский нефтяной строительный сервис» (Елабуга) — 6 700 541 рубль;
ООО «КАТ» (Тукаевский район) — 6 511 590 рублей;
ИП Сорокина Гульфия Рафилевна (Пермский край) — 5 972 100 рублей;
ООО «Трио» (Нижнекамск) — 4 733 351 рубль;
ИП Мухаметов Алмаз Наилевич (Тукаевский район) — 4 197 910 рублей;
ООО «Челны Бампер» (Тукаевский район) — 4 190 000 рублей;
АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“» — 4 036 542 рублей;
ИП Хуснутдинов Рифкат Шафкатович (Чистопольский район) — 2 223 119 рублей;
ИП Шайбаков Радик Фидаилович (Нижнекамск) — 1 922 115 рублей;
ИП Шарифуллин Азат Фарисович, владелец рынка «Алан» (Набережные Челны) — 1 438 400 рублей;
ООО «СК-Гранд» (Нижнекамск) — 1 327 000 рублей;
ИП Горшков Сергей Алексеевич (Нижнекамск) — 1 166 600 рублей;
ООО «Технология» (Казань) — 1 161 700 рублей;
ООО «Спектр-Поволжье» (Набережные Челны) — 1 005 524 рубля;
ООО «Электропромсбыт» (Самара) — 528 480 рублей;
ООО «ТД „СпецМастер“» (Набережные Челны) — 438 574 рубля;
ИП Мирхайдаров Роберт Индусович (Елабуга) — 433 840 рублей;
ООО «СтройТехКомплект» (Нижнекамск) — 369 947 рублей;
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» — 345 829 рублей;
ООО «Транспортная компания „Авторитет“» (Заинск) — 324 750 рублей;
ООО «Мехстрой» (Набережные Челны) — 214 812 рублей;
ООО «СК „Тайзерстрой“» (Казань) — 174 305 рублей;
ООО «Транспортно-экспедиционная компания „Компас“» (Набережные Челны) — 63 000 рублей;
частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр подготовки кадров – Татнефть» (Альметьевск) — 39 680 рублей.
Заявление от «Татнефти» поступило в АС РТ 1 июня, а на следующий день суд принял решение привлечь к рассмотрению дела о банкротстве прокуратуру республики. Надзорное ведомство объяснило свое внимание к ситуации масштабами компании: к 2021 году у «КИТ Строя» были 916 официально трудоустроенных сотрудников и второе место по выручке среди компаний РТ, занятых в отрасли разработки и сноса зданий, подготовке строительных участков. Как выяснилось, к июню 2023-го компания задолжала 1,5 тыс. сотрудникам (это весь трудовой коллектив, судя по данным на сайте) зарплату в размере 115 млн рублей. Проблемы с выплатами начались в апреле текущего года. Тогда компания, по данным «БИЗНЕС Online», выехала из офиса в бизнес-центре «2.18» в Набережных Челнах. Местом регистрации на сайте все еще указан офис БЦ на 7-м этаже, но признаков присутствия компании там уже нет. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил в кабинете только технического сотрудника, который копался в проводах.
Ближайшее заседание по делу о признании «КИТ Строя» банкротом запланировано на 25 июля.
Подрядчики «Татнефти» и Сибура
Производственно-строительная компания «КИТ Строй» открылась в марте 2011 года в Челнах. Как сообщается на сайте, компания специализируется на реконструкции и строительстве объектов нефтехимической и нефтеобрабатывающей промышленности, выполняет монтажно-сварочные работы. В числе своих достоинств компания, в частности, упоминает «правильную систему менеджмента» и «отлаженные связи» с партнерами и поставщиками. У фирмы есть собственный проектный институт, производственная компания и лицензия на учебную деятельность в области строительного контроля и лабораторного тестирования.
Сейчас у компании, по ее данным, 116 завершенных объектов и 30 текущих проектов. Значительная часть подрядов фирма получала от «Татнефти». Сотрудники «КИТ Строя», например, выполняли монтажные работы на установке по гидроочистке средних дистиллятов, газофракционирующей установке и установке замедленного коксования комплекса ТАНЕКО. По заказу «Татэнерго» фирма участвовала в реконструкции Нижнекамской ГЭС, а в Челнах успела построить частный детский сад.
В числе последних крупных заказов — работы на первом этапе комплекса по производству этилена ЭП-600 «Нижнекамскнефтехима» (принадлежит Сибуру). Заявленный срок окончания работ — сентябрь 2023 года.
Учредитель «КИТ Строя» — ООО УК «Нефтехимстрой», а конечный владелец — директор упомянутой УК Эльман Рагимов. Выручка компании за 2022 год, согласно данным справочного сервиса «Контур.Фокус», составила 3,4 млрд рублей (плюс 18% к 2021-му), а баланс — 3,6 млрд (плюс 37%). Заявленная прибыль довольно скромная для такого гиганта — 61,6 млн рублей.
Численность сотрудников компании, судя по всему, плавающая и, по некоторым оценкам, при росте числа заказов может достигать нескольких тысяч. Так, для строительства объектов на территории «Этилена-600» фирма открывала ряд вакансий. Искали полный штат рабочих для стройки — от прораба до уборщика. Вакансии на сайте УК «Нефтехимстрой» висят до сих пор.
«Они же знали, что так произойдет и нужно было платить налоги»
В министерство труда Татарстана в апреле – мае 2023 года поступило несколько обращений по факту задолженности по зарплате, сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства. Жалобы были направлены в Государственную инспекцию труда РТ.
На сайте отзыва о работодателях antijob.net размещены негативные комментарии в адрес «КИТ Строя», датированные декабрем 2022-го и апрелем 2023-го. Пользователи соцсети «ВКонтакте» выступают с призывами не устраиваться на работу в компанию, поскольку руководство не выплачивает зарплату.
Один из бывших сотрудников «КИТ Строя» Артем Богатов работал на должности монтажника технологических трубопроводов на реконструкции ТЭЦ-2 в Нижнекамске. Проблемы с выплатой зарплаты начались в январе 2023 года, рассказал он «БИЗНЕС Online». Без выплат остались целые бригады, говорит собеседник нашего издания. Сотрудники сначала приостановили трудовой контракт, а потом обратились в прокуратуру. «Рассчитали только по окладу, а на премию кинули. Кормили обещаниями. Теперь на связь не выходят», — рассказал Богатов.
По подсчетам рабочего, компания осталась должна ему около 80 тыс. рублей. Наш собеседник признается, что уже отчаялся вернуть оставшийся долг. «Четыре месяца с копейки на копейку перебиваюсь. Двое детей, один из них грудной, съемная квартира, за которую нужно платить. Они (руководство компании — прим. ред.) же все знали, что так произойдет и нужно было платить налоги», — говорит Богатов. Сотрудники стройфирмы, которым «КИТ Строй» остался должен, создали специальный чат в мессенджере, в котором сейчас около 300 участников, отметил Богатов.
«Когда СМИ начинают печатать, все обычно хуже становится»
Проблемы с выплатой зарплаты у компании возникают не в первый раз. В апреле 2021 года правоохранители сообщали, что «КИТ Строй» уклонился от уплаты налогов на сумму более 172,5 млн рублей. По данным МВД, фирма представляла в налоговую недостоверные данные по взаимоотношениям с организациями и уменьшила налогооблагаемую базу. В отношении руководства компании возбудили уголовное дело, но, чем оно завершилось, неясно.
Информации об учредителе «КИТ Строя» Рагимове в открытом доступе не так много, хотя СМИ называют его известным городским предпринимателем. С бизнесменом связано несколько компаний, в том числе ООО «Айрон Индастри Компани» — резидент ТОСЭР «Нижнекамск», который выпускает изделия для трубопроводов. В 2021 году предприниматель выкупил на торгах часть помещений обанкротившегося банка «Камский горизонт». Позже супруга бизнесмена Регина Рагимова открыла там цех по пошиву одежды под брендом ReStyle. В одном из недавних интервью предпринимательница рассуждала о том, что нужно менять мышление людей по поводу стоимости одежды: «Я продаю не только изделия, а свою энергию. Одежда с моей энергией не может дешево стоить».
«БИЗНЕС Online» удалось связаться с Рагимовым по телефону, но бизнесмен не стал объяснять причины возникших сложностей. Обсуждение того, что произошло с компанией, собеседник издания назвал «неприемлемым в данный момент». «Обычно ничего доброго после ваших публикаций не случается. Добром вы не поливаете, а только наоборот делаете. Если все правильно пойдет (процедура банкротства — прим. ред.), то будет выздоровление [компании]. А когда СМИ начинают печатать, то обычно все хуже становится», — подчеркнул Рагимов.
«Судя по суммам, может наступить уголовная ответственность»
К компаниям, предъявившим претензии к «КИТ Строю», в конце июня добавилось воронежское ООО «Спецмонтажстрой». Компания выступала субподрядчиком на стройке завода ТАНЕКО в Нижнекамске, уточнила в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО Венера Гугуцидзе. По ее словам, фирма зашла на объект еще летом 2020 года, а проблемы с выплатами начались в 2022-м. Сейчас «Спецмонтажстрой» требует от Рагимова 15,5 млн рублей.
«Договор не один был с компанией. Со своей стороны мы работу выполняли, никаких нареканий не поступало. С начала 2023 года мы попытались решить ситуацию [с невыплатами] в досудебном порядке, урегулировать спор, но пришлось обратиться в суд», — рассказал нашему корреспонденту юрист «Спецмонтажстроя». По его словам, предъявленная сумма требований не конечная. «Главный вопрос сейчас, как они (руководство „КИТ Строя“ — прим. ред.) хотят закрыть взаимоотношения с налоговой по долгам. Если не закроют, то уже понятно, что руководству будет тяжело выйти сухим из воды. Потому что, судя по суммам, может наступить уголовная ответственность», — отметил юрист.
Директор казанской компании «Технология» Эдуард Махиянов рассказал «БИЗНЕС Online», что в январе 2023 года предоставлял услуги крана-манипулятора на стройке завода ТАНЕКО. «Это были строительно-монтажные работы. Грузовик перевозил металлические конструкции», — пояснил предприниматель. «Мы им писали предупредительные письма, они не ответили. После все документы отправились в Арбитражный суд. У них (речь о „КИТ Строе“ — прим. ред.) там хлопот хватает, они даже сотрудникам не выплачивали зарплаты», — сказал бизнесмен.
«Видимо, аппетиты разгорелись, им показалось мало»
Один из источников «БИЗНЕС Online», пожелавший остаться неназванным, связывает банкротство «КИТ Строя» не столько с налоговой, сколько с одним из подрядов для «Татнефти». Якобы нефтяная компания заказала у челнинских строителей срочные работы на одной из установок комплекса. Как утверждает наш собеседник, при заключении контракта стороны договорились использовать единичные расценки при строительстве. В отличие от принятых сметных норм, в которых закреплены расценки на все виды работ, единичные расценки заказчик и строитель утверждают индивидуально. Эта форма предполагает учет затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ, — закупку материалов или человеко-часов.
По версии источника, «КИТ Строй» зашел на объект, нанял подрядчиков и с их помощью выполнил работы. В какой-то момент «Татнефть», как считает собеседник, попросила изменить условия контракта. «Заказчик („Татнефть“ — прим. ред.) заявил: „Под этот проект мы брали государственные субсидии, а они не позволяют рассматривать единичные расценки. Поэтому мы переводим наш контракт на сметное финансирование“», — рассказал спикер, а сметное финансирование — это гораздо меньшие деньги. Отсюда, по его словам, недостаток ликвидности и проблемы с выплатами субподрядчикам.
«Татнефть» выплатила «КИТ Строю» аванс более 1,6 млрд рублей, а подрядчик не выполнил в должном объеме работы на строительстве одного из объектов ТАНЕКО, говорит другой собеседник нашего издания, знакомый с ситуацией. «Как выстраиваются отношения с подрядчиком? Заключается договор, он говорит: „Мне нужен аванс — 30 процентов от цены договора или 20 процентов на приобретение материалов, запчастей, расходных материалов“, — объясняет он. — Все это подрядчик сам закупает, потом включает в формы и предъявляет для оплаты. Аванс частично засчитывается из месяца в месяц и сводится к нулю».
По словам собеседника «БИЗНЕС Online», госфинансирование действительно было применено при строительстве, но изменение расценок не сказалось на доходности строителей. Однако после получения аванса «КИТ Строй» в какой-то момент перестал предъявлять выполненные работы к оплате «Татнефти», возникла задолженность. «Даже то оборудование, которое было приобретено на выданные авансы, не покрывает ее, — говорит источник. — Задолженность висит, а людей [„КИТ Строя“] на площадке нет. Видимо, работникам перестали выплачивать зарплату и они разбежались. Возможно, авансов выдали гораздо больше, чем предусмотрено договором, чтобы поддержать подрядчика на плаву, у него проблемы уже не первый год были. Полагаю, собственники и руководители „КИТ Строя“ очень неплохо зарабатывали на контрактах с „Татнефтью“. Но, видимо, аппетиты разгорелись, им показалось мало».
«БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в управление ФНС по Татарстану и «Татнефть», но ответа не поступило.