Прибыль убыточных компаний бывшего губернатора Приморья «оседает» на иностранных счетах?
Один из богатейших бизнесменов Дальнего Востока, бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин начал заниматься коммерцией еще в начале 90-х. Тогда его связывали с криминальным авторитетом Сергеем Бауло (Баул), в окружении которого будущий политик якобы имел кличку «Серега Шепелявый». За десятилетний период руководства регионом Дарькин значительно расширил границы своей «бизнес-империи», в том числе, за счет приобретения недвижимости и открытия фирм в Чехии, при помощи которых он собирался обеспечивать доступ на европейский рынок продукции принадлежащих ему российских рыбодобывающих компаний, в первую очередь, «Находкинской базы активного морского рыболовства» (НБАМР). Чешские активы политик оформлял на родственников и деловых партнеров, в то время как официальным владельцем бизнеса в РФ стала его супруга Лариса Белоброва: ей до сих пор принадлежат акции ряда крупнейших семейных предприятий, таких как НБАМР и банк «Приморье». Нахождение на госслужбе не помешало Дарькину в свое время занять первую строчку в рейтинге богатейших российских политиков по версии «Forbes». Его отставку с губернаторского поста в 2012 году связывали со скандальной прямой линией, в ходе которой жители Владивостока пожаловались Владимиру Путину на зашкаливающий уровень коррупции. Недолгое время пробыв федеральным замминистра регионального развития, Дарькин официально вернулся в бизнес. Вот только на сегодняшний день помимо приносящей миллиардную прибыль НБАМР, ему принадлежит также целый ряд коммерческих структур, годами декларирующих многомиллионные убытки. Секрет убыточности таких предприятий может объясняться выводом финансов на счета аффилированных с семейством Дарькина зарубежных компаний, к которым относятся не только чешские фирмы, но также гонконгский офшор, имеющий в России несколько «дочерних» структур.Экс-губернатор Дарькин наращивает активыСергей Дарькин – человек хорошо известный в Приморье. И хотя его политический «звездный час» остался в прошлом, имя экс-губернатора и бывшего замминистра регионального развития РФ продолжает оставаться на слуху. В частности, в минувшем январе стало известно о появлении на территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Надеждинская» нового резидента – компании «ТИГР-Фабрика», зарегистрированной месяцем ранее и специализирующейся на переработке и консервировании морепродуктов.
Как выяснилось, бенефициаром фирмы является бывший губернатор: в число совладельцев ООО «ТИГР-Фабрика» входит Инвестиционная компания «СМАРТ», в свою очередь принадлежащая ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» (ПАО «НБАМР»). В официально опубликованном в январе списке аффилированных лиц НБАМР можно найти имена самого Сергея Дарькина, его супруги Ларисы Белобровой, а также ряд принадлежащих семейству предприятий, включая ИК «СМАРТ», банк «Приморье», ПАО «Фонд «ТИГР» и др.
В число совладельцев входит также Сергей Передрий – давний бизнес-партнер Дарькина, занимавший во время его руководства Приморьем пост вице-губернатора. Отметим, что жена бывшего политика Елена Оскаровна Передрий доводится родной сестрой главе Сбербанка Герману Грефу. А еще, согласно данным портала «Banki.Ru» супругам Передерий принадлежит 6,25% банка «Приморье», основным владельцем которого официально выступает Лариса Белоброва (она собственник 54,17% акций кредитного учреждения).
Для того, чтобы понять масштабы бизнеса бывшего губернатора, достаточно ознакомиться с финансовыми показателями занимающейся морским рыболовством НБАМР. Так, по итогам пандемийного 2020 года при выручке 12,54 млрд рублей компания принесла прибыль в размере 1,77 миллиарда. Для сравнения: годом ранее выручка предприятия составила 12,69 миллиарда, прибыль – 408,3 млн рублей.Прибыль уходит ... в Гонконг?В общей сложности на Сергея Дарькина и его супругу оформлено порядка полутора десятка коммерческих структур, работающих в самых разных направлениях. Так, специализирующееся на консультациях по вопросам коммерческой деятельности и управления ООО «РРК Холдинг» в 2020 году при нулевой выручке принесло прибыль в размере 1,23 млрд рублей. На этом фоне гораздо более скромными выглядят показатели занимающегося арендой и управлением недвижимостью ООО «Гамаюн», хотя за тот же период прибыль компании превысила выручку: первая составила 38,94 миллиона, вторая – 36,22 млн рублей.
В коммерческой «империи» Дарькина есть и убыточные активы. Например, при нулевой выручке годами работает «в минус» ООО «Охотничья слобода»: в 2020 году его убытки составили 14,32 млн рублей, в 2019-м – 23,49 миллиона, в 2018-м – 15,86 миллиона и т.д.
Можно, конечно, предположить, что охотничье хозяйство миллиардер содержит для души, а не для извлечения прибыли. Но вот показатели специализирующегося на рыболовстве ООО «Рускор»: по итогам 2020 года при выручке в 24,4 млн рублей, предприятие задекларировало колоссальные убытки в размере 471,12 миллиона. И дело даже не в пандемии: оно не приносит прибыли с момента своего основания в 2014 году.
Ответ на вопрос, куда может уходить прибыль убыточных предприятий Сергея Дарькина способна дать более детальная информация о другом его активе – занимающемся торговлей ювелирными изделиями и часами ООО «Домино», «стабильно» работающее «в минус» с 2017 года. Согласно отчетности, в 2020 году выручка компании составила 60,54 млн рублей, убытки – 23,75 миллиона. В 2019-м ситуация была похожей: выручка – 42 миллиона, убытки – 14,31 млн рублей.
Ситуация несколько проясняется, если обратить внимание на список совладельцев «Домино», в который входит гонконгский офшор «Ориентал Гонконг Инвестментс Лимитед». Возможно, на его счетах «оседает» часть доходов бывшего госчиновника? Если это так, то в том же направлении могут уходить и финансы другой российской «дочки» азиатской компании – девелоперской фирмы «Гипстрой», за тот же период задекларировавшей убытки в размере 11,44 млн рублей при нулевой выручке.От «Сереги Шепелявого» до заместителя министраКоммерцией Дарькин стал заниматься сразу после крушения советской системы: как пишет «Forbes»,«в 1991 году он создал фирму «Ролиз», которая впоследствии стала одной из крупнейших рыбодобывающих компаний на Дальнем Востоке». Известно, что в бурные 90-е бизнес и криминал нередко «шли рука об руку». Вот и о будущем губернаторе можно найти публикации, из которых следует: в свое время он был тесно связан с криминальным авторитетом Сергеем Бауло (он же Баул) и даже получил известность в определенных кругах как «Серега Шепелявый».
В 1995 году Бауло ушел из жизни при весьма странных обстоятельствах: он утонул во время погружения с аквалангом, а когда его тело было найдено, шланг оказался перерезан.
«Похороны прошли во Владивостоке с купеческим размахом. Их почтили своим присутствием чуть ли не все заправилы приморского криминального мира. Одним из распорядителей похорон был будущий губернатор Дарькин. Его запечатлела тогда видеокамера: вот он распоряжается выносом гроба из драмтеатра; в окружении «братков» с бритыми затылками наблюдает за траурной церемонией; не скрывая слез, опускает в могилу гроб с телом Баула», – так позже описывал процедуру прощания с «авторитетом» «Московский комсомолец».
Как бы то ни было, но в 2001 году Дарькин возглавил Приморье после отставки одиозного губернатора Евгения Наздратенко. СМИ отмечали, что с его приходом, во власть устремился откровенный криминал: якобы каждый шестой кандидат в краевую думу был хорошо знаком не только главе региона, но и прокуратуре. А вот что писал «Московский комсомолец» про вышеупомянутую бизнес-компанию Дарькина:
«Приморские правоохранительные органы связывают с фирмой «Ролиз» более десятка убийств. В том числе – убийства директора Восточного торгового порта Бочкова, судьи Хасанского района Старчукова и директора военного завода «Звезда» Маслакова. Все трое были убиты прошлой осенью, когда г-н Дарькин уже заступил в должность губернатора».
Что и говорить, публикации прошлых лет во многом показательны. Из них, кстати, следует, что уже заняв губернаторский пост, Дарькин вскоре вступил в либеральный «Союз правых сил», спонсором и «серым кардиналом» которого являлся «отец приватизации» Анатолий Чубайс. Партийный билет главе Приморья вручал лично Борис Немцов. Впрочем, в идеологическом плане Сергей Михайлович оказался «флюгером»: уже в 2004-м он перебежал в «Единую Россию» и оперативно был избран делегатом предстоящего московского партийного съезда. Стол резкую перемену лагеря сам Дарькин объяснил «поддержкой политики президента».
Политические колебания, впрочем, нисколько не мешали чиновнику продолжать накапливать капиталы. В 2011 году, незадолго до ухода с губернаторского поста, Дарькин занял шестую строчку в рейтинге доходов российских чиновников по версии «Forbes». В 2013-м, уже став федеральным замминистра регионального развития, он поднялся на первое место. Кстати, супруга политика Лариса Белоброва в 2014 году оказалась на девятой позиции в рейтинге «Forbes» «30 богатейших женщин России»: издание оценивало ее состояние в 220 млн долларов.
«Все же понимают: мой муж – бизнесмен, он стал государственным человеком, поэтому вполне логично – перевел бизнес на мое имя. Если этого достаточно, чтобы считать меня самой богатой, ну, пожалуйста. Я так никогда не считала», – комментировала свои коммерческие «успехи» сама госпожа Белоброва.Чешская «ставка» себя не оправдала?Увольнение Сергея Дарькина с губернаторского поста произошло вскоре после получившей скандальную известность прямой линии с бывшим в то время премьер-министром Владимиром Путиным, состоявшейся в декабре 2011 года. Тогда жители Владивостока пожаловались на процветающую в городе коррупцию. Глава правительства пообещал разобраться, выдержал паузу и в конце февраля 2012-го Дарькин ушел в отставку «по собственному желанию». В Кремле одной из причин принятого им решения назвали состояние здоровья уже бывшего главы региона.
Заметим, что к этому времени госчиновник успешно расширил границы своей «бизнес-империи» за пределы РФ. По информации издания «Octagon», в 2011 году НБАМР, акции которой принадлежали Белобровой, учредила в Чехии фирму «Nakhodka Seafood s.r.o.» с уставным капиталом 200 тыс. чешских крон. Цель регистрации «дочерней» структуры – обеспечение «прямого доступа к европейскому рынку». Об аффилированности Дарькина с чешской компанией свидетельствует тот факт, что ее руководителями последовательно были губернаторский помощник Александр Маляренко, затем член совета директоров НБАМР Валерий Марченко. Наконец, в 2016-м предприятие возглавил сам экс-чиновник.
«Судя по данным о месте регистрации Nakhodka Seafood s.r.o. в чешском коммерческом реестре, компания не единственный аффилированный с экс-губернатором бизнес в Чехии. На территории европейского государства больше 10 лет успешно работают несколько фирм, напрямую связанных с семьей Сергея Дарькина», – сообщает «Octagon».
До 2018 года «Nakhodka Seafood s.r.o.» имела регистрацию по пражскому адресу, в здании, официально принадлежавшем Евгении Дарькиной, которую издание называет предполагаемой супругой Олега Дарькина – брата бывшего губернатора, еще в 2000-х перебравшегося на ПМЖ в Чехию. На нее же был зарегистрирован расположенный по тому же адресу «Hotel Angelis s.r.o.», учрежденный в 2011 году, причем в число его совладельцев до 2014 года входил Александр Маляренко.
На Евгению Дарькину были оформлены еще как минимум три чешских компании, две из которых – «ISP Group»и «DiTun s.r.o.» – на сегодняшний день находятся в процессе ликвидации; третья – «SUITE HOTEL PRAGUE s.r.o.» сохраняет регистрацию. Кроме того, Дарькина фигурирует в качестве директора еще в одной коммерческой структуре – занимающейся арендой недвижимости фирме «Mooney s.r.o.», совладельцами которой выступают Маляренко и Олег Дарькин.
Теперь картина проясняется и становится понятно, куда могут направляться финансы убыточных российских предприятий Сергея Дарькина. Вот только бывший приморский губернатор явно не рассчитывал на обострение внешнеполитической ситуации и отказ европейцев от сотрудничества с российскими предприятиями. Теперь с реализацией на Западе дальневосточной продукции у определенно возникнут проблемы. Впрочем, у экс-чиновника достаточно дел и в самой России. Известно, например, что прошлом году он через компанию «Геотекс» вошел в число акционеров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», укомплектовав нужными людьми совет директоров предприятия. Не будем забывать и о ТОР «Надеждинская». В таких условиях Чехия и Гонконг вполне могут подождать.