В Чечне инцидент с «покушением на Кадырова» за несколько месяцев оброс многочисленными слухами. Что же произошло на самом деле?
Рано утром 9 мая 2016 года на расположенном на окраине Грозного КПП сотрудники полиции остановили двоих подозрительных молодых людей. Оба оказались смертниками. Один из них привел в действие находящуюся на нем бомбу. Другой был уничтожен правоохранителями. Погибшими оказались Ахмед Иналов и Шамиль Джанаралиев. Исследуя звонки с телефонов, которыми пользовались злоумышленники, оперативники установили, что их близкой связью является житель села Беной, в прошлом боевик из отряда полевого командира Магомеда Хамбиева (сдался властям в 2004 года). Экс-боевика сразу задержали. На допросах он указал ряд схронов с оружием и взрывчаткой, которые были изъяты. Житель Беноя признался, что это он подготовил смертников, погибших на КПП, а также планировал осуществить ряд терактов на территории Чечни. Соседом и знакомым задержанного оказался Беслан — близкий родственник и приятель Исы Ямадаева. Беслана допросили, но ничего интересного для оперативников он сообщить не смог.
Тем временем по Чечне начали стремительно расползаться слухи. И чем больше они переходили из уст в уста, тем сильнее обрастали «кошмарными» подробностями. В разное время корреспондент «Росбалт» слышал как минимум три версии этой истории, суть которых сводилась к одному — якобы готовился некий заговор.
Версия первая: отряд из 30 боевиков должен был напасть на Беной и убить высших должностных лиц республики, когда они туда прибудут. Версия вторая: десять смертников должны были взорваться в местах, где находятся руководители Чечни. Версия третья: боевики должны были отравить воду, поступающую в дома в Беное, где останавливаются высокопоставленные чиновники. Поскольку в связи с этой историей «всплыло» имя Беслана, то в слухах начал упоминаться и Иса Ямадаев.
Стоит отметить, что Ямадаев и Рамзан Кадыров в последние годы неоднократно общались друг с другом, предпочитая лично выяснять все возникающие вопросы. Так произошло и в этой ситуации. По данным «Росбалта», как только по республике начали гулять слухи, между Исой и главой Чечни состоялась телефонная беседа, проходившая во вполне мирном ключе. Номер Кадырова Ямадаеву дал его родственник Валид, который является братом руководителя администрации главы региона Ислама Кадырова.
Известно, что сам Рамзан Кадыров не воспринимал все случившиеся как заговор или подготовку покушения на него. Задержанный боевик из Беноя говорил о подготовке неких терактов, а большая часть другой информации — уже из разряда слухов.
По «горячим следам» все произошедшее не воспринималось сторонами серьезно. Однако через несколько месяцев история получила «второе дыхание». Вначале был устроен «разбор полетов» на тему, кто дал Ямадаеву личный телефон главы Чечни, и Валид имел весьма неприятный разговор. Впрочем, по данным «Росбалта», он жив и находится сейчас в Грозном. Следом был задержан родственник Ямадаева Беслан — сосед боевика из Беноя. Потом из Москвы исчез бывший охранник Ямадаева Азиз Альвиев. В свое время он являлся главным свидетелем СК по делу о покушении на Ису, из-за которого последний находится под госзащитой. Известно, что Азиз тоже сейчас находится в республике. Туда же после недавнего досрочного освобождения из колонии приехал и сам покушавшейся на Ямадаева —другой его бывший телохранитель Хаваж Юсупов.
После этих событий история о якобы готовившемся заговоре вновь вернулась на первые места в рейтинге слухов, обсуждаемых в республике. Сам Кадыров заявил, что ему ничего не известно о подготовке покушения на него. И, похоже, правда, никакого покушения не планировалось. Однако сам факт задержания боевика из Беноя дал повод для очередной серии «разборок» и «охоты на ведьм».