В четверг апелляционный суд Неаполя рассмотрит дело директора по развитию бизнеса Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александра Коршунова, задержанного в Италии по запросу США. «Мы рассчитываем, что итальянский суд сможет объективно разобраться в ситуации и примет соответствующее решение на основе фактов и не поддаваясь политическому давлению», – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
По словам дипломатического собеседника «Ведомостей», защищают топ-менеджера адвокаты из Перуджи Никола ди Марио, Микеле Наннароне и Карло Корниккья.
Коршунов задержан 30 августа на паспортном контроле в неапольском аэропорту Каподикино, куда они с женой прилетели из Москвы в отпуск. Об этой поездке Коршунов уведомил непосредственное начальство и знакомых, с которыми общался на авиакосмическом салоне МАКС-2019 в Жуковском. Сразу после задержания Коршунов был помещен в одиночную камеру тюрьмы Подджореале, в 3 км от аэропорта. По данным минюста США, топ-менеджер ОДК и сотрудник AeroNova – бывший директор GE Aviation в Италии Маурицио Паоло Бьянки вступили в сговор с целью хищения коммерческой тайны у американской компании GE Aviation для модернизации российских двигателей ПД-14 (для российских среднемагистральных самолетов МС-21).
В минюсте США считают, что Бьянки от имени Коршунова нанял специалистов, которых попросил оценить конструкцию существующих редукторов двигателей ПД-14 и предложить улучшения для более эффективной конструкции двигателя. При создании этого документа сотрудники якобы нарушили коммерческую тайну GE Aviation. В феврале сотрудники представили заказчику отчет с рекомендациями о конструкции редуктора ПД-14. Коршунов, согласно обвинительному заключению, организовал и оплатил сотрудникам встречу с ним в июне 2013 г. на авиасалоне в Ле-Бурже, а в 2014 г. – в Милане для обсуждения и пересмотра технического отчета. Минюст США пишет, что в состав ОДК, где работал Коршунов, входит пермский «Авиадвигатель». В сентябре 2018 г. компания была внесена в санкционный список за действия, противоречащие национальной безопасности или интересам внешней политики США, а у AerоNova и «Авиадвигателя» был контракт во время предполагаемого сговора.
Санкция по выдвинутым в адрес Коршунова обвинениям доходит до 10 лет тюрьмы. Вины задержанный не признает, сообщил «Ведомостям» представитель посольства России в Италии: «Претензий к условиям содержания у него нет». По данным «Ведомостей», адвокаты уже подали в суд Неаполя ходатайство об отмене меры пресечения в виде заключения Коршунова под стражу: по их мнению, неотложность таких действий не была оправдана должным образом.
Специальный советник по вопросам экстрадиции и международного розыска коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Яловицкий напоминает, что США имеют двусторонний договор с Италией об экстрадиции, вступивший в силу 24 сентября 1984 г. По нему власти Италии при наличии запроса от минюста США могут принять решение о выдаче Коршунова. Сроки рассмотрения такого запроса не оговорены, указывает Яловицкий: это может произойти достаточно быстро либо растянуться на год-полтора. Он считает, что итальянские власти не будут вникать в обоснованность выдвинутых американцами обвинений: «Это не предусмотрено процедурой экстрадиции. В случае выдачи Коршунова в США он предстанет перед судом в соответствии с законодательством штата, в котором проводится расследование. Далее многие вопросы будут зависеть от того, насколько сильной защитой Коршунов будет обеспечен».