Ямальский суд вынес частное определение в адрес главного прокурора страны Юрия Чайки. Генпрокурора обязали принять меры в связи с нарушением закона главой надзорного органа ЯНАО Александром Герасименко. Это далеко не первый случай, когда действия окружного прокурора компрометируют все ведомство, но ему все сходит с рук. И в этот раз единственным наказанием для Герасименко стало лишение квартальной премии.
Свидетель под запретом
Прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Герасименко уличен в нарушении российского законодательства — он помешал своему сотруднику исполнить процессуальную обязанность свидетеля по уголовному делу.
По данным источника ПАСМИ, речь идет о деле, возбужденном по статье «Заведомо ложный донос» в отношении гражданского лица. Помощник прокурора ЯНАО Дмитрий Шаповалов стал очевидцем подачи ложного заявления.
Нарушения закона, допущенные Герасменко, описываются в информационном письме Генпрокуратуры, разосланном для ознакомления во все региональные надзорные органы.
Там поясняется, что старший помощник окружного прокурора дважды не явился по вызову следователя. Причина — прямой запрет Герасименко на выезд подчиненного за пределы Салехарда для проведения следственных действий.
Таким образом, Герасименко нарушил нормы Трудового кодекса об обязанности работодателя дать работнику возможность исполнить государственные или общественные обязанности, если по закону эти они должны исполняться в рабочее время. Явку свидетеля по вызову следователя к таким обязанностям относит Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Как отмечается в документе за подписью заместителя генпрокурора Юрия Пономарева, Герасименко сообщил следователям, что не видит целесообразности в проведении запланированного следственного действия с участием своего подчиненного.
Следственные органы составили протокол о неявке свидетеля и обратились в Салехардский городской суд. На судебном заседании окружной прокурор заявил, что отказался согласовать выезд подчиненного к следователю в рабочее время ввиду необходимости исполнения им должностных обязанностей.
Суд наложил на помощника прокурора Ямала штраф, указав при этом, на то, что распоряжение прокурора ЯНАО, согласно которому сотрудники надзорного органа должны согласовывать свои перемещения с окружным прокурором даже в выходные дни, носит заведомо незаконный характер, поскольку необоснованно ограничивает гарантированную ст. 27 Конституции свободу передвижения.
Кроме того, суд вынес частное постановление в адрес генпрокурора Юрия Чайки с просьбой принять меры в связи с нарушениями закона, допущенными его подчиненным.
Подобные решения суд принимает крайне редко, так что этот случай можно считать вопиющим. Но, как ни удивительно, реакция главы российского надзорного ведомства была весьма мягкой: он всего лишь лишил прокурора ЯНАО премии за четвертый квартал 2018 года.
Следует отметить, что прокурор Герасименко далеко не в первый раз допускает нарушения, за которые легко можно лишиться своего поста, но отделывается дисциплинарным взысканием.
Совершенно не секретно
В середине сентября 2018 года ряд СМИ сообщил, что к ним в редакцию попали несколько сот страниц документов с грифом «Совершенно секретно». Как пояснил источник ПАСМИ, в этих документах были описаны рекомендации по обеспечению законности проверочных закупок наркосодержащих веществ. При этом, подчеркнул собеседник издания, там подробно разбираются оперативно-розыскные и иные материалы по конкретным делам, где допущены нарушения законности.
В сети был размещен скан сопроводительного письма к этим материалам, штамп на котором свидетельствует о том, что секретные документы утекли из прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Письмо датировано 2015 годом и подписано заместителем генерального прокурора России Виктором Гринем, на нем также стоит подпись прокурора Ямала Александра Герасименко.
Утечка документов стала причиной проверки ФСБ, итоги которой были направлены в Генпрокуратуру. Затем, по данным источника ПАСМИ, на Ямал по поручению Чайки отправился один из его заместителей. Результатом этого визита стал выговор, объявленный региональному прокурору.
Опрошенный ПАСМИ эксперт был удивлен такому незначительному наказанию, так как такая ситуация должна была привести к лишению допуска секретности виновного в утечке прокурора, что автоматически означает его отставку.
Между тем, генеральная прокуратура отказалась ответить на запрос ПАСМИ о привлечении Герасименко к дисциплинарной ответственности, сославшись на гостайну.
Позднее стало известно о том, что ФСБ возбудила уголовное дело по факту хищения секретных документов.
Снятый выговор
В ноябре 2015 года Александр Герасименко приказом Юрия Чайки был привлечен к дисциплинарной ответственности — ему был объявлен строгий выговор «за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей».
Взыскание было наложено по результатам выездной проверки, проведенной после обращения ямальского предпринимателя Олега Ситникова в Генпрокуратуру. В ходе этой проверки выяснилось, что прокурором ЯНАО на протяжении нескольких лет при отсутствии законных оснований инициировались проверки предприятий, в которых Ситников является учредителем, что повлекло за собой возбуждение более 50 дел об административных правонарушениях.
Наряду с выговором действия прокурора признал незаконными Салехардский городской суд. Предметом иска, поданного Ситниковым, стало письмо за подписью Александра Герасименко, направленное в июне 2015 года районным и городским прокурорам Ямала. После получения письма в компаниях Ситникова начались массовые проверки надзорных органов, а в качестве их обоснования отдельные проверяющие прямо ссылались на требования прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа.
По решению суда все проведенные проверки должны были быть признаны необоснованными и незаконными. Но это решение было отменено судом ЯНАО по апелляции прокуратуры.
В судебном заседании обнаружилось, что на последнем листе решения суда первой инстанции отсутствует подпись и печать судьи. При этом заверенная копия решения с подписью и печатью была ранее передана сторонам дела и имеется в распоряжении представителей Ситникова.
Судебная экспертиза показала, что лист без подписи и печати не соответствует другим листам решения, подшитым в материалы дела. Олег Ситников подал в СУ СК РФ по ЯНАО заявление по факту хищения документа и замены его на подложный, но это заявление расценили как злоупотребление правом и отказались даже регистрировать.
Что же касается выговора Герасименко, то через полгода он был снят, и прокурор продолжил и даже усилил давление на предприятия Ситникова.
Следует отметить, что жалоба на Герасименко, повлекшая за собой выговор, была далеко не единственной. Но остальные обращения результата не дали. Не изменило ситуацию и видеообращение Олега Ситникова к генпрокурору Юрию Чайке.
Всевластие и безнаказанность
Вообще, репутацию прокурора Герасименко трудно назвать безупречной. Он не раз становился героем журналистских расследований, на которые, впрочем не последовало никакой реакции от ведомства Юрия Чайки, хотя СМИ регулярно направляли в генпрокуратуру соответствующие запросы.
Так, к примеру, без внимания надзорных органов осталась история о рыбалке в заповеднике, на которую окружной прокурор отправился с тогдашним губернатором ЯНАО, а ныне главой Минприроды Дмитрием Кобылкиным.
Никак не отразился на карьере Герасименко и скандал вокруг строительства здания региональной прокуратуры в Салехарде, которое дважды профинансировалось из бюджета округа.
Также как и скандальная история с дачей, построенной на землях гослесфонда в Тюменской области. Суд признал захват земли незаконным и постановил снести дачу, но это решение так и не было выполнено.
И это лишь малая часть прегрешений регионального прокурора. Но вопрос, почему Юрий Чайка так бережет скомпрометированного подчиненного, по-прежнему остается без ответа.