Лидер деревянного домостроения в Японии Iida Group Holdings (по собственным данным, занимает более 50% рынка, строит в год около 50 тыс. деревянных домов) подал ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о покупке доли в крупнейшем лесопромышленном холдинге на Дальнем Востоке RFP Group.
О подготовке сделки РБК сообщил источник, близкий к одной из сторон, и подтвердил представитель ФАС. По словам источника РБК, Iida претендует на контрольный пакет. Японский инвестор консолидирует 75% компании, а оставшиеся 25% будут у ее существующих акционеров, уточняет другой источник, знакомый с условиями сделки.
RFP Group (образовано от Russia Forest Products) — крупнейшее лесопромышленное предприятие на Дальнем Востоке и один из лидеров по экспорту леса из России в страны Азии. Его ключевые активы — «Дальлеспром» и «Флора», а также «Амурское пароходство». В аренде у компании участки с разрешенной вырубкой 3,7 млн куб. м в год.
Представители Invest AG Александра Абрамова (владеет 27% RFP Group) и Milhouse Романа Абрамовича (31%) отказались от комментариев. РБК направил запросы в Iida, RFP Group и еще одному ее акционеру РФПИ, которому принадлежит 42% компании через Российско-китайский инвестфонд.
Что известно о сделке
В начале сентября Александр Абрамов на совещании в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ) попросил президента Владимира Путина поддержать сделку по продаже доли в компании японскому инвестору, поскольку она требует регуляторных разрешений. После этого совещания Путин поручил правительству до 1 ноября «обеспечить рассмотрение на заседаниях правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации проектов, предусматривающих создание на территории Дальневосточного федерального округа мощностей по переработке древесины, в том числе для экспорта продукции переработки древесины». Через неделю Iida подтвердила, что, рассматривая развитие бизнеса в России, крупнейшем производителе круглого леса, «вступила в переговоры об участии в капитале RFP». Но деталей готовящейся сделки ни бизнесмен, ни Iida не раскрыли.
Абрамов объяснил необходимость продажи доли в RFP Group японскому инвестору доступом на зарубежные рынки. «На наш взгляд, мы нашли один из возможных способов решения [проблемы доступа на иностранные рынки] — привлечение в капитал российских компаний крупных игроков с тех рынков, которые для нас являются целевыми. В данном случае речь идет о вхождении в капитал компании японского концерна Iida», — объяснил бизнесмен Путину. В этой сделке самое главное не деньги, а доступ к японскому рынку. «Сейчас, по существу, доступ на этот высокомаржинальный рынок закрыт из-за его специфической картельной структуры», — отметил он.
Для этой сделки RFP Group оценили более чем в $500 млн c учетом долга, сообщил РБК источник, близкий к одной из сторон. Но японский инвестор получит контрольный пакет в обмен на прямые инвестиции в $150 млн, которые позволят компании увеличить мощности по переработке леса и наладить выпуск элементов деревянного домостроения, и рефинансирование кредитов. Iida инвестирует в развитие RFP Group более 10 млрд руб. (более $140 млн), уточняет другой собеседник РБК.
Долг RFP Group по итогам 2020 года составил около $300 млн, или примерно 10 EBITDA ($30 млн). «Из-за пандемии коронавируса 2020 год был, наверное, худшим годом за последние пять лет, и не только для нас, поэтому он непоказательный, — говорил в интервью РБК в июле гендиректор RFP Group Константин Лашкевич. — Тем не менее по итогам 2020 года соотношение долг/EBITDA — десять, в этом году оно будет меньше пяти, потому что рынок восстанавливается». Таким образом, по итогам 2021 года EBITDA компании может увеличиться до $60 млн. 20 октября Лашкевич отказался от комментариев.
Что от партнерства получают стороны
«Iida — стратегический партнер для RFP Group, который планирует развивать производство домокомплектов для Японии и России. Для RFP Group такой партнер необходим, чтобы ускоренными темпами перестроиться на 100-процентную переработку древесины в условиях запрета экспорта леса с 1 января 2022 года», — объяснил один из собеседников РБК. Со следующего года в России вводится запрет на экспорт необработанной или грубо обработанной древесины, на который приходилось около 50% выручки дальневосточной компании.
Лашкевич ранее рассказывал РБК, что компания работает с инвестором из Японии (его название он тогда не раскрыл), который проявляет интерес к созданию новых продуктов для японского рынка. «Ему интересно участвовать в создании продуктов инженерной древесины — клееных балок из пиломатериалов, CLT-панелей (перекрестно-склеенных панелей), балок [из шпона] LVL, генбана (доска) и таруки (брусок). Для этого мы очень подходим, потому что у нас есть сырьевая база, пиломатериалы и шпон, из которых можно это делать, а также базовые компетенции», — объяснил топ-менеджер. Iida объясняла интерес к RFP «необходимостью обеспечить стабильные поставки качественных лесоматериалов для производства деревянных домов».
Что не войдет в сделку
В периметр сделки c Iida войдут все лесные и лесопромышленные активы RFP Group. Транспортные активы, включая «Амурское пароходство» и порт Благовещенск, выводятся за периметр группы, ими продолжат владеть российские акционеры компании, утверждает источник, близкий к одной из сторон сделки. Это подтверждает второй собеседник РБК, по словам которого эти транспортные активы мешали согласованию сделки, потому что являются стратегическими предприятиями.
RFP Group принадлежит пять речных портов, собственная логистика по реке, морю через «Амурское пароходство» и 140 речных и морских судов, а также железной дороге. «Амурское пароходство» обеспечивает перевозку лесной продукции холдинга на основные рынки сбыта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Когда будет заключена сделка
Юридическая документация по сделке с Iida подписана и ждет одобрения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Россию, говорит один из собеседников РБК. Рассмотрение должно состояться в ноябре, уточняет другой собеседник РБК. Представитель ФАС, которая формально передает ходатайства в эту правительственную комиссию, отказался от дополнительных комментариев.
Однако вице-премьер Виктория Абрамченко (курирует лесную промышленность) заявила на совещании у Путина в рамках ВЭФ 3 сентября, что такие документы будут рассмотрены «в приоритетном порядке», когда они поступят в правительство. Президент отметил, что российские власти должны поддержать предлагаемый проект RFP с японскими партнерами, чтобы в России сдвинулась ситуация с созданием мощностей по глубокой переработке древесины.