В конце этой недели в Камбодже был арестован скандально известный российский девелопер Сергей Полонский. Произошло это 15 мая, в нерабочий день (с 14-го по 16-е в стране официальный государственный праздник — день рождения правящего короля Нородома Сингха Мони).
В спецоперации принимали участие полиция и военнослужащие, которые с катеров и вертолета высадились на яхту Полонского, стоявшую на якоре близ острова Кох Данлонг, расположенного в 40 км от Сиануквиля. К слову, круглосуточную охрану яхты бизнесмена обеспечивали тоже камбоджийские военные, вооруженные автоматами Калашникова (в стране запрещены частные охранные предприятия, но не возбраняется заключение соглашений с армейскими подразделениями, чем и воспользовался Полонский). Во время высадки десанта камбоджийских полицейских охрана оружия не применила.
Бизнесмена и других задержанных увезли на соседний остров Кох Танг, где расположена одна из армейских баз, откуда на вертолете переправили в Сиануквиль, а наутро доставили в столицу Пномпень. С 2012 года (тогда бизнесмен покинул Россию) это уже третий по счету арест Полонского в Камбодже.
Директор следственного отделения иммиграционного департамента этого государства Оука Хейсейла заявил: Полонский задержан в связи с тем, что у него больше чем на два года просрочена виза. В то же время лондонский адвокат Сергей Влади заявил «Новой», что этот повод для ареста — надуманный.
«Полонский регулярно продляет визу в миграционной службе страны. Кроме того, с мая по август 2013 года он находился в Израиле. И с момента возвращения Полонского в Камбоджу двух лет еще не прошло», — рассказал Влади.
По мнению лондонского адвоката, экстрадиция Полонского в Россию в настоящее время невозможна: «Чтобы депортировать Полонского в Россию, должно быть отменено решение Верховного суда Камбоджи, которым отказано в удовлетворении запроса Генеральной прокуратуры РФ об экстрадиции».
Такого же мнения придерживается и камбоджийский адвокат Полонского Бенсон Самай, который уже включился в работу по подготовке документов для обжалования задержания своего клиента. Однако, по мнению Влади, бизнесмена могут просто выдворить из страны, но так, что он может и не долететь до России, а вылететь, например, в Лондон.
«У нас уже готовы все документы для ходатайства о предоставлении Полонскому политического убежища в Лондоне», — заявил «Новой» Влади. Основание для этого — коррупционная мотивированность уголовного дела, возбужденного в России в отношении Полонского, полагает адвокат.
Напомним, уголовное дело № 28163 в отношении Сергея Полонского возбуждено по ст. 159 УК РФ («мошенничество»), он подозревается в хищении денег 80 дольщиков ЖК «Кутузовская миля». Между тем, как рассказал «Новой» российский адвокат Полонского Славик Брсоян, еще в декабре прошлого года Арбитражный суд Москвы вынес решение, согласно которому денег (2,1 млрд рублей), перечисленных фирмой Полонского застройщику «Кутузовской мили» — компании ФЦСР, — было более чем достаточно, чтобы выполнить все обязательства перед дольщиками.
«Это решение базируется на экспертизе, назначенной судом, — рассказал Бросян. — Оно устояло в апелляционной инстанции и уже вступило в законную силу. То есть нет самого события хищения денег дольщиков Сергеем Полонским.
Эксперты, которые следят за уголовным дело бизнесмена, в свою очередь, полагают, что нынешний арест может быть связан не столько с возбужденным в России уголовным делом, сколько с теми процессами, которые Полонский ведет в Лондоне — среди его оппонентов много влиятельных людей.
Вместе с Полонским были арестованы три члена экипажа яхты и адвокаты: гражданин Латвии Каспарс Чекотинс и гражданин России Умар Арчаков. Примечательно, что Арчаков в последнее время занимался расследованием обстоятельств возбуждения уголовного дела в отношении депутата украинской Рады Николая Княжицкого.
В марте этого года Княжицкий оказался в разыскной базе Интерпола. В розыск депутата, якобы, объявили власти Камбоджи, где в отношении него возбуждено уголовное дело об изнасиловании. Согласно законам этой страны, изнасилованием считаются сексуальные контакты с несовершеннолетними, а для возбуждения уголовного дела вполне достаточно доказательств «пострадавшей».
Адвокату Арчакову удалось выяснить, что уголовное дело в отношении Княжицкого возбуждено по заявлению девушки, которая уже не раз становилась «потерпевшей» по аналогичным уголовным делам, к тому же в день «изнасилования» депутат находился на Украине.