Я Анатолию Сердюкову говорю: наводи порядок, иначе тебя посадят

Источник
Бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин дал интервью "Ъ".
Сергей Степашин возглавлял Счетную палату (СП) с 2000 по 2013 год. Об итогах своей работы и о планах на будущее господин Степашин рассказал в интервью обозревателю журнала "КоммерсантЪ-Власть" ЕЛИЗАВЕТЕ Ъ-СУРНАЧЕВОЙ, фрагменты из которого публикует "Ъ".

— Счетную палату часто критиковали за выборочность опубликованных проверок и недостаточное реагирование. Можете пояснить механизм: по закону вы вправе направлять результаты проверок СП в органы власти, но не обязаны это делать? 

— Это надо у Татьяны Алексеевны (Голиковой.— "Ъ") спросить, насколько она знает новый закон, я теперь уже не председатель. Мы действовали строго по закону. Около 380 проверок ежегодно, всех крупных бюджетополучателей мы должны были смотреть по закону, смотрели региональные бюджеты, где больше 50% трансфертов, в обязательном порядке. Все закрытые статьи смотрели только мы, больше никого не пускали. По итогам проверки проходила коллегия, которая утверждала отчет. Те замечания, которые были в отчете, формировались в письме или представлении, которые направлялись по итогам коллегии в проверяемые министерства и ведомства. В течение месяца они были обязаны нам ответить, написав, что они сделали. Через полгода мы повторно проверяли, как выполняются наши решения и их обязательства. Более того, когда мы рассматривали эти вопросы, представители проверяемых ведомств обязательно принимали участие в обсуждении. 

Затем эти материалы шли в парламент. Парламент эти предложения рассматривал в профильных комитетах, приглашая представителей профильных министерств и ведомств, и тоже выносил свой вердикт — это очень важно, так как мы подотчетны парламенту. Там, где выявлялись нарушения, связанные с возможным уголовным преследованием, мы — параллельно с отчетом в министерства и Госдуму — направляли отчеты в правоохранительные органы: либо в МВД, либо в ФСБ, либо в СК. Ежегодно порядка 180 материалов уходило правоохранительным органам. "Оборонсервис", "Сколково", "Роснано", леса Подмосковья, леса Ленобласти, дело тульского губернатора Вячеслава Дудки, в свое время амурского главы — это все материалы Счетной палаты. И уголовные дела по Банку Москвы и Росреестру тоже заведены по результатам проверок СП. Когда говорят, что ничего не известно, все пропадает и никто не знает, куда направляются материалы,— все неправда. Потому что все это публиковалось на нашем сайте, все есть в наших пресс-релизах. На сайте мы вывешивали все отчеты, кроме секретных. 

— А как вы выбирали, что именно засекретить? Недавно Татьяна Голикова как раз заявила, что с ряда отчетов будет снята пометка "Для служебного пользования" (ДСП). 

— Вообще-то это надо закон о гостайне читать. 

— В пример она привела отчет о проверке Олимпиады, который был приравнен к ДСП. 

— Ставить гриф ДСП — это право, которое выдается организацией, которую проверяет Счетная палата. Они попросили сделать так, раз там были коммерческие проекты, связанные в том числе с деятельностью иностранных фирм. Мы дали проверке гриф ДСП и направили в парламент. 

Кстати, хочу сказать, что и английская Олимпиада, и канадская, и китайская — счетные палаты этих стран практически вообще не публиковали материалы во время Олимпиады. Мы-то открытую часть почти всегда давали. Поэтому пожалуйста: если Татьяна Алексеевна считает, что надо раскрыть все материалы по Олимпиаде,— ради бога. 

У нас часть проверок по Олимпиаде были ДСП, по паре компаний типа "Трансстроя" (и то не все, а только то, что связано с коммерческой составляющей), по соглашению о разделе продукции и так далее. Кроме того что я проверяющий, я должен был заботиться о бюджете своей страны 

— К Счетной палате часто предъявляли претензии, что результаты проверок появлялись слишком вовремя: не в то время, когда они выявлялись, а в соответствии с политическим моментом. Та же проверка "Оборонсервиса" касалась 2009-2011 годов, а дело началось только в 2012-м, до этого было все в порядке? 

— Что значит "все в порядке"? Когда прошла проверка, ко мне приехал Сердюков (Анатолий Сердюков, министр обороны в 2007-2012 годах.— "Ъ"). Это еще 2010 год. Я ему все это дело нарисовал. Говорю: наводи порядок, иначе тебя посадят. Вот так вот Сердюков сидел напротив меня. И я сказал: "Анатолий, давай создавать управление внутреннего контроля у тебя. Тебя подставили". Он уехал. Потом, когда президентом стал Владимир Путин , я смотрю, что-то ситуация все еще подвешенная. Я с этой бумагой лично приехал к президенту. Вот, собственно, все. В мае он стал президентом, где-то в июне был разговор. 

— А почему при предыдущем президенте, когда вы приносили ему результаты проверки по "Оборонсервису", не было возбуждено дело? 

— Я не принес, я ему тогда отправил отчет, он перезвонил и сказал: "Слушай, такие серьезные нарушения". "Да,— говорю,— Дмитрий Анатольевич". Он тоже дал поручение разбираться военной прокуратуре. 

— Проверка "Сколково", после которой ушел Владислав Сурков, была плановой? 

— Проверка "Сколково" была совершенно плановой. По "Роснано" к нам обратились тогда из фракции коммунистов, а по "Сколково" была плановая проверка, она длилась полгода, все делалось достаточно прозрачно, и дважды мы встречались с Сурковым, приезжал Вексельберг, мы вместе изучали все вопросы и направили им материалы открытым образом. Они даже подготовили целый план по устранению нарушений. 

— Просто Следственный комитет выступил раньше, чем успели эти нарушения устранить? 

— Да. 

— Вы сразу передали материалы проверки правоохранительным органам? 

— Там, где есть предмет уголовных дел, мы сразу передали. 

— Когда вы разговаривали с Вексельбергом и Сурковым, они согласились со всеми претензиями? 

— До 90%. 

— Однако, выступая позже в Лондоне, Сурков назвал обвинения, выдвинутые Следственным комитетом, беспочвенными. 

— Он про Счетную палату не говорил. Влад был у меня, мы все вместе смотрели, я ничего от него не прятал и не собирался прятать. С нашими замечаниями и Вексельберг согласился. 
Персоны Компании
Сердюкову и Пузикову не нашлось места в деле
ВСУ СК РФ закончило основные следственные мероприятия по делу в отношении бывших гендиректора и главного бухгалтера ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны РФ" Валерия Седова и Ирины Петуховой.
Исчезнувшие миллиарды Дмитрия Ливанова?
Похоже, что в Министерстве образования и науки начали воровать уже не миллионами, а миллиардами. Так, к примеру, депутаты Госдумы заподозрили «распил» при выделении 9 млрд рублей для продвижения в мировых рейтингах 15 российских университетов, так как конкурс проводился в закрытом режиме. Более того, в Минобрнауки признали, что хакерской атаки для кражи результатов ЕГЭ не было, а 300 миллионов чиновники все равно получили, сообщили корреспонденту The Moscow Post в Минобрнауки.
Анатолий Сердюков засвидетельствует дамские хищения
Закончено дело о махинациях в ОАО «Оборонсервис».
Крутое пике «Аэрофьюэлза»?
Скандально-известная компания «Аэрофьюэлз» вновь испытывает проблемы с госструктурами. В этот раз ее топливно-заправочный комплекс (ТКЗ) пытаются снести в Оби (Новосибирская область), сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты. Впрочем, в последнее время «Аэрофьюэлз» стал испытывать проблемы и в других регионах.
Эпическая битва за пост сити-менеджера Екатеринбурга. Новый игрок и новый кандидат
Триумвират «область-город-полпредство» снова не складывается. Перла вышел из повиновения, снова всех поссорит и подставит Холманских.
Задержан бывший гендиректор «Воентелекома»
По версии МВД, Николай Тамодин организовал поставку военным уже использованного и списанного оборудования, чем нанес ущерб Минобороны в 700 млн руб.
Из дела «Оборонсервиса» исчезают ущерб и основные эпизоды
Обвиняемые в хищениях в Минобороны оказались законопослушными предпринимателями.
«Наследники Голиковой» продолжают воровать?
Очередной коррупционный скандал разгорелся в Министерстве здравоохранения. Так следователи подозревают «дочку» Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) в попытке «распилить» 70 млн рублей, выделенных на строительство Федерального высокотехнологического центра медицинской радиологии (ФВЦМР) в Димитровграде под Ульяновском.
Высокопоставленные налоговики ушли от СК за границу
Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела в отношении группы сотрудников налоговых инспекций Москвы и Подмосковья.
Как создается второй частный банк России и при чем тут Чубайс?
Вадим Беляев и Борис Минц собирают на базе финансовой корпорации «Открытие» второй частный банк России. Кто помог партнерам создать мощную финансовую империю?
Татьяна Голикова. Воровать можно? Воровать нельзя?
Громкий скандал разгорелся после того, как президент Владимир Путин предложил на пост главы Счетной палаты своего помощника Татьяну Голикову. Ведь многие депутаты Госдумы подозревают Голикову в коррупции, сообщили корреспонденту The Moscow Post в КПРФ. Так как же Счетной Палатой сможет управлять человек с запятнанной репутацией?
Свидетель «сдал» замминистра, или кто украл 400 миллионов?
Громкий скандал разгорелся в Министерстве обороны после того, как обвиняемый в крупном мошенничестве экс-директор Центрального военно-морского музея (ЦВММ) Минобороны РФ Андрей Лялин заключил соглашение о досудебном сотрудничестве. 
Мадам Арбидол получила ключи от Счетной палаты
Сергей Степашин не зря решил отчитаться о расходовании средств на Универсиаду на пол года раньше – ему прочат последний месяц в счетной палате.
В Росреестре засели рейдеры?
Рейдерский скандал, фигурантом которого стал глава Росреестра по Москве Сергей Денисенко, может отрицательно сказаться на карьере как заместителя главы Росреестра Сергея Сапельникова, так и главы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Натальи Антипиной, сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Срок для «Мастера» вывода активов
После того, как Замоскворецкий суд вынес приговор по делу о незаконном выводе за границу миллиардов рублей, Роман Недялков, которого признали виновным в выводе активов, был приговорен к трем с половиной годам колонии общего режима. 
«Космические войны» российских госкорпораций
Очередной корпоративный конфликт произошел в космической сфере, где руководство Роскосмоса предъявило претензии к ракетно-космической корпорации «Энергия», обвинив эту структуру в причинении государству вреда в размере 600 млн.руб. из-за «сомнительных схем кредитования».
Почему Медведев остался без спичрайтера, но с пресс-секретарем
Ева Василевская могла уйти из Белого дома из-за конфликта с Натальей Тимаковой.
Вся «государева» рать: Константин Ильковский
Редакция The Moscow Post продолжает свой спецпроект «Вся «государева» рать», посвященный избираемым губернаторам. В этот раз в центре внимание The Moscow Post оказался врио губернатора Забайкальского края Константин Ильковский, который так и не смог установить контакт с местными элитами, а, значит, рискует проиграть выборы.