Фонд капремонта Саратовской области продолжает действовать в прежней тактике, передавая на аутсорсинг всю работу с документами и не скупясь на коллекторов. За ушедший год организация ухитрилась вообще забыть о ремонте домов.
О том, сколько и как Фонд тратит на юристов, почему-то всякий раз одних и тех же, «БВ» уже неоднократно рассказывал. Но закупки нового, 2024 года, зашли еще дальше.
Заносить информацию о жилых домах в систему ГИС ЖКХ организация сама тоже не хочет. Тендер на выполнение этих работ, ценой 3,2 млн рублей, завершили в последних числах декабря. Единственным заявителем оказалось ООО «Городской расчетный центр», компания получила подряд по первоначальной цене.
«Городской расчетный центр», он же «СарРЦ», принадлежит Роману Шмелеву, компания действует с 2009 года, занимается оказанием вспомогательных услуг для бизнеса. Сотрудников в ней достаточно для значительных объемов работы с документами - 59 человек. Собственник компании для Фонда капремонта человек не чужой. Ему принадлежит также ООО «Комплексные бизнес решения» (КБР), та самая юридическая фирма, которой с 2017 года неизменно достаются все контракты на судебные иски к неплательщикам взносов за капремонт.
Рассылать платежки, как и в прошлом году, Фонд доверил другому близкому юрлицу - «Региональному центру оптимизации расчетов». Контракт на 19,8 млн рублей с ним тоже подписали в конце декабря. «Региональный центр оптимизации расчетов» («РЦ Ресурс»), рассылал платежки за капремонт и в прошлом году. Тогда в совладельцах компании числились и Роман Шмелев, и сама юридическая фирма КБР, но в октябре 2023 года структура собственников изменилась: Роман Шмелев, Алексей Кузнецов и КБР из бизнеса вышли. Совладелицей осталась только Элина Прошина, с октября к ней присоединился Николай Зайцев.
Еще 7,5 млн рублей Фонд капремонта успел потратить на услуги, дословно «по сопровождению подсистем информационно-аналитической системы для автоматизации деятельности регионального оператора «АИС ГОРОД» и по техническому сопровождению автоматизации бизнес процессов деятельности (системная интеграция) на 2024 год». За дело берется ООО «Сервис М», принадлежащее Ирине Шмелевой.
До 15 января Фонд капремонта должен найти, на кого истратить еще 32,1 млн рублей. Это 2 тендера на юридические услуги. За подготовку исков к неплательщикам организация готова выделить 12,2 млн рублей, а на подачу заявлений о вынесении судебного приказа на взыскание долга - еще 19,9 млн. Можно с высокой долей вероятности предположить, что эти задачи достанутся КБР, до сих пор Фонд своим любимым юристам с другими юрлицами не изменял.
Таким образом, даже беглый анализ свежих трат Фонда капремонта Саратовской области показывает, что организация по-прежнему тратится не на ремонт домов, а на обслуживание процедуры по сбору взносов.
Согласно порталу госзакупок, на протяжении 2023 года Фонд вообще не объявлял ни одного тендера на ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Все 11 закупок на общую сумму 78, 5 млн рублей касаются подачи судебных исков, услуг по рассылке платежек и передаче информации в государственные базы данных. Поставщиками услуг выступили все те же компании - «СарРЦ», КБР, «РЦ Ресурс» и «Сервис М». Выручка ООО КБР в 2022 году составила 64 млн рублей, «РЦ Ресурс» - 57,2 млн, «СарРЦ» получил 89,4 млн и «Сервис М» - 99,3 млн рублей.
Между тем вступившие в сентябре 2023 года изменения в Жилищный кодекс РФ дают право фондам капремонта самим заказывать не только ремонтные работы, но и закупать для них материалы и оборудование. Воспользуется ли саратовский Фонд этим правом и кому доверит поставки? Хочется надееяться, что хотя бы не юристам.
Примечательно, что совершенно незамеченной прошла смена руководства в самом фонде. Возглавлявшая его с 2018 года Вера Прохорова в ноябре 2023 года оставила свою должность, сейчас фондом руководит Юлия Вихляева, ранее руководящих должностей, согласно ЕГРЮЛ, не занимавшая, и не имевшая собственного бизнеса. Эта кадровая перестановка прошла настолько тихо, что медийное пространство вообще никак не отреагировало на нее. Но судя по свежим тендерам, от перемены мест в руководстве политика Фонда в части расходов не меняется.