#кратко Следственные органы подсчитывают общий ущерб по бывшим проектам "Роснано", которые стали предметом расследования в рамках нескольких уголовных дел. Предварительно насчитали 40 млрд рублей, записывая в ущерб все инвестиции в проекты, которые "не взлетели" (что не совсем правильно). Фамилия Чубайса в отчетах следователей по-прежнему не называется, т.е. отмашку пока не дали. Вероятно, это условия негласной сделки Кремля с "Нанотолием" - он там молчит, и здесь его никто не мочит.
***
Таможня подтверждает падение экспорта. Глава ФТС Валерий Пикалев доложил президенту Путину о снижении таможенных сборов и срыве плана по наполнению бюджета. Если в первом полугодии поступления шли с опережением, так что за январь-сентябрь удалось собрать 5,08 трлн рублей (на 11,5% выше показателей АППГ), то уже с августа ситуация резко ухудшилась. Теперь в ФТС полагают, что не смогут добрать до конца года полную сумму 7,4 трлн рублей, которую планировали ранее. Ожидаемый недобор составит около 400 млрд.
"По плану мы просели немножко ввиду того, что у нас прошли возвраты по газу, нефти и нефтепродуктам, немножко по курсовым данным мы просели, поэтому, думаю, выйдем на 96–97%", - доложил глава ФТС.
В минус пошли экспорт металлов (-3%), химической продукции (-4%), кроме минерального сырья (+4%), тяжелого оборудования (-5%), аграрной продукции (-5%). Отдельные статьи дохода, вроде экспорта алмазов, за 2024 год показали двузначное падение. Что касается экспорта нефти и газа, то тут РФ год к году пока в плюсе за счет "жирного" первого полугодия, но по итогам 12 месяцев и эти показатели могут показать резкий спад.
Данные ФТС показывают формирование долгосрочного негативного тренда, обусловленного санкциями - экспорт из России будет снижаться как в количественном, так и в стоимостном значении. За счет ухудшения логистики, банковской блокады, потолка цен, эмбарго по отдельным группам товаров и т.д. При этом совсем выключать Россию с рынков никто не собирается, чтобы не создавать товарных дефицитов на мировых рынках, однако и до премиальных покупателей ее постараются не допускать.
И самое прискорбное для России (не для Кремля, правительства или так называемых "патриотов", а для России и нормальных россиян), что такое положение дел вряд ли изменится и после войны - просто потому что к тому времени рынки уже будут поделены между новыми игроками, которые не захотят терять свои позиции.
***
Упоролся - замглавы АП Сергей Кириенко пролоббировал назначение ветеранов русско-украинской войны в руководство госкомпаний. Сперва "новую элиту" (из числа тех, кто прошел курируемую Кириенко программу "Время героев") обеспечат местами в кириенковском "Росатоме", где им дадут должности советников директоров каждой российской АЭС. Затем для них придумают должности и в других госкомпаниях. Также такие "советники по делам ветеранов" могут появиться в городских и региональных администрациях.
Точный функционал кириенковских ветеранов пока неизвестен, но скорее всего он будет связан с "патриотическим воспитанием" (политработой), поддержкой семей участников СВО и координацией работы ветеранских организаций. Подается это как интеграция "новой путинской элиты" в систему госуправления. Часть из них уже вошли в местные советы депутатов, а единицы попали в федеральный парламент (после скандала с Андреем Турчаком).
Нельзя не отметить, что Кириенко довольно последовательно реализует свой проект по формированию "новой элиты". Его проекты в этой сфере более результативны, чем аналогичная деятельность "Единой России", где внедрением ветеранского класса в партийные структуры откровенно недовольны.
При этом ранее мы уже рассказывали, что Сергей Кириенко пытается создать собственную силовую структуру на базе спортивных организаций с патриотическим уклоном. Теперь в эту структуру добавляются новые ветерано-патриотические ячейки, с координаторами в лице "героических кириешек" в камуфляже. Так что деятельность Кириенко далеко не бескорыстна и может иметь под собой вполне конкретную задачу - превратить "новую элиту" в свои мускулы, которые можно будет задействовать в случае какого-нибудь, ну, не знаем, переворота?