Наметившийся демарш бывших советских республик, который накануне обозначил президент Таджикистана, это бумеранг. То самое антиколлониальное движение, о котором в начале октября говорил Путин. Только он говорил в контексте войны с Западом, а ответ получил с Востока. И Востоку совсем не нравится "единство советского народа" по-путински - для него колонизации выглядит именно так. За что боролся...
***
Чем дольше мы смотрим на частичную мобилизацию в ее нынешнем виде, тем меньше хочется осуждать тех, кто уехал. Потому что сперва молодым людям 20 лет вбивают в голову, что политикой интересоваться не надо, что наверху разберутся без них, что к ним не лезут - и им тоже никуда лезть не надо... А потом внезапно все прежние соглашения оказываются разорваны в одностороннем порядке.
И вчерашних абсентеистов отправляют защищать непонятные для них (т.к. никто не объяснял внятно и доступным языком) цели и ценности. А тех, кто не хочет для себя такой участи - нарекают предателями и "крысами". Причем делают это те, кто сами в окопы никогда не пойдут.
Стоит ли удивляться, что только за сентябрь-октябрь из страны уехали порядка 500-700 тысяч человек. Причем не самых худших русских людей, а образованных граждан, востребованных профессий, умеющих принимать трудные решения, и при этом напуганных неизвестностью, которой им грозит дальнейшее пребывание в стране. И уехали они не за хорошей жизнью, а от плохих перспектив. Они знают, что там они еще долго будут «плохими русскими», которые оправдываются перед всеми за свою аполитичность. Этого они хотели? Нет, они хотели, чтобы их не трогали и не лезли в их жизнь.
Ответственность и чувство вины – это разные вещи. Если "утекающим мозгам" дадут гарантии, что их не заставят воевать и мобилизация действительно закончится через 2 недели, они вернутся – у всех здесь семьи, работа, друзья и выстроенная комфортная жизнь. Если отсрочки и брони будут нормально работать, а заявления министров исполняться, непатриотичные русские сделают здесь гораздо больше для себя и страны, чем в одинаково непредсказуемых перспективах фронта или чужой страны.
***
Один из самых богатых регионов России уже в который раз выставляет себя не в лучшем свете. Мобилизованные из Татарстана выступили против инициативы регионального руководства - не использовать бюджетные средства, а собирать деньги на экипировку для бойцов с бюджетников, работников школ и детских садов. "В садиках, школах работают наши жены, и с них в добровольно-принудительном порядке собирают деньги. Нам такие деньги не нужны, мы не хотим оставлять свои семьи без денег", - говорится на видео, записанном "мобиками" из Татарстана.
Почему вообще возникла такая проблема, если Татарстан находится в числе самых богатых регионов России? Президент Рустам Минниханов вполне может за счет бюджета обеспечить граждан, жителей Татарстана и экипировкой, и всем необходимым. Но он этого не делает. Более того, в Татарстане на поддержку мобилизованных и их семей выдают всего по 20 тысяч рублей, да и то не всем.
Это такой тихий саботаж или банальная жадность? А может это региональный демарш - мол, Москва придумала мобилизацию, пусть Москва и разбирается, а Минниханов в уголке отсидится? Но ведь в первую очередь страдают сами жители Татарстана. Какая-то ущербная стратегия.
***
Завершилась длительная битва за "Авито", в ходе которой было сломано немало копий. Все лето шло обсуждение скандального законопроекта "О рекламе", который эксперты сразу определили как рейдерский закон, направленный против Avito. С помощью этого закона замглавы АП Алексей Громов хотел разгромить классифайд и отдать его компании Russ Outdoor братьев Мирзоянов - где кстати работает и сын самого Громова. Вот такая нехитрая манипуляция и злоупотребление властью.
Но как мы видим сейчас, "Авито" как будто сумел отбиться от лихих наездов Громова и его карманных депутатов-лоббистов. Вместо ликвидации компания переходит от южноафриканского холдинга Naspers к отечественному - Kismet Capital Group Ивана Таврина. Сохраняя при этом всю управленческую команду. Сумма сделки составила 151 млрд рублей, а ее финансирование взял на себя Россельхозбанк. Грубо говоря, за сделкой стоит Дмитрий Патрушев, у которого теперь под косвенным контролем один из крупнейших ресурсов рунета. Даже не столько у Патрушева-младшего, сколько у всего клана Патрушевых во главе с секретарем Совбеза.
***
Из России теперь можно вывозить более $10 тысяч наличными, но только по особому разрешению Центробанка. Сейчас почти все беженцы, у которых есть сбережения, либо пользуются системами перевода в страны СНГ, либо закупаются криптой.
***
Мобилизация лишила клиентов московские стрип-клубы. Выручка и посещаемость заведений в столице упала на 60-70%. Военкомы ударили по целевой аудитории стрип-баров - это чиновники, обеспеченные граждане и нередко силовики.
Аналогичные жалобы можно услышать от фитнес-клубов, которые с трудом оправились после пандемии, а сейчас теряют не только клиентов, но и персонал. Без денег теперь и бары (да и вообще сфера общепита уходит в глубокий кризис). Скоро услышим похожие жалобы от барбер-шопов, бильярдных, боулингов, кальян-баров и вообще всей сфере услуг. Потребительская экономика постепенно регрессирует и приобретает черты плановой экономики.