Неожиданные подробности выяснили «Известия» о новом уголовном деле по ч. 4 ст. 174.1 («Легализация денежных средств, полученных преступным путем») в отношении беглого банкира Андрея Бородина и его бывшего первого заместителя Дмитрия Акулинина. Очередному уголовному преследованию предшествовала операция ВТБ по смене лояльного Бородину руководства эстонского банка Eesti Krediidipank, который, по некоторым данным, являлся «карманным банком» бизнесмена. Эксперты полагают, что активы Бородина и Акулинина за рубежом теперь могут быть изъяты в рамках процессуальной конфискации.
24 октября этого года собрание акционеров эстонского Eesti Krediidipank («дочка» Банка Москвы (БМ), подконтрольного ВТБ, владеет 59,7% акций) отстранило дружественного Бородину Андруса Клуге от должности председателя совета директоров. В качестве причины отстранения Клуге источники, близкие к Eesti, называли его неготовность предоставить доступ в том числе и к местным банковским тайнам. Например, к информации о том, какие российские клиенты, помимо Бородина, переводят свои деньги через эстонскую кредитную организацию. Место Клуге занял представитель Банка Москвы — Александр Яшник.
Примечательно, что ранее ФИЭ (аналог российского Центробанка) настоятельно рекомендовала банку исключить Клуге из совета директоров: в противном случае речь может идти об отзыве лицензии, указывалось в предписании регулятора.
Назначив своего человека, ВТБ фактически получил доступ к банковским тайнам Андрея Бородина и информацию о перемещениях средств банкира. По сведениям «Известий», полученной информации оказалось достаточно, чтобы возбудить еще одно уголовное дело против Бородина и Акулинина.
В МВД «Известиям» подтвердили эту информацию.
— Часть материалов уголовного дела составляют данные, полученные из Eesti Krediidipank, — подтвердил информированный источник в МВД.
В самом банке комментировать ситуацию отказались, сославшись на тайну следствия.
— Все запросы следователей, которые поступают в банк, являются конфиденциальными по закону, поэтому комментировать ваши вопросы никак не можем даже в той части, получили ли мы такие запросы или нет, — заявил «Известиям» менеджер ЭКБ Аллан Соон.
Между тем в ВТБ отрицают связь нового уголовного преследования и смены власти в эстонском банке, но довольны, что появилось новое дело, которое расширит их возможности по преследованию беглого банкира.
— Бородину и Акулинину вменяется самая серьезная в Европе статья — отмывание и легализация доходов, полученных преступным путем, — пояснил «Известиям» источник, близкий к группе ВТБ. — Если они будут привлечены к ответственности по этой статье, то это напрямую отразится на их активах за рубежом.
Партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Сергей Савельев подтверждает, что активы Бородина и Акулинина за рубежом могут быть изъяты в рамках процессуальной конфискации.
Стоит отметить, что активы Бородина планомерно замораживались по решению иностранных судов. В начале 2013 года арест на имущество беглого банкира был наложен в Латвии и Лихтенштейне. В августе суд Швейцарии признал БМ пострадавшим от действий Бородина и также арестовал его счета в этой стране. Количество стран, у которых возникают вопросы к Бородину, продолжает расти.
Впервые о небольшом Eesti Krediidipank, который был основан «отцом эстонской кроны» Рейном Отсасоном, заговорили в 2011 году, когда Банк Москвы перешел под контроль ВТБ. Тогда следствие обвинило экс-президента БМ Андрея Бородина и его заместителя Дмитрия Акулинина в выдаче кредитов под залог имущества, ликвидность которого ставится под сомнение. Тем самым, по версии следователей, БМ был нанесен существенный ущерб.
Как рассказал источник «Известий», близкий к госбанку, часть нарушений имеют эстонский след. Собеседник издания сообщил, что Eesti Krediidipank выполнял функции «карманного банка» экс-президента БМ Андрея Бородина. По словам источника, через эстонскую кредитную организацию проводились покупки самолетов и яхт для Бородина, а также перечислялись денежные средства в офшоры.
Всего по ч. 4 ст. 174 Бородину и Акулинину грозит до семи лет лишения свободы. Кроме того, в конце 2010 года против Бородина и его заместителя Дмитрия Акулинина было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества. Позднее на них завели еще одно дело о хищении на сумму более 6,7 млрд рублей. Сам Бородин уехал в Великобританию. Он категорически отвергает все обвинения в свой адрес, считая дело политическим, а совершенные сделки — законными.