Сергей Чобан,архитектор
На мой взгляд, наименее правильно было бы оценивать результаты градостроительного развития Москвы в зависимости от смены политических фигур в руководстве города. Как бы многим ни хотелось дать любым процессам развития личную, "лидерскую" окраску, приходится признавать, что, скорее, это самое развитие архитектуры подчиняется объективным законам — в данном случае законам перенасыщения определенным "градостроительным продуктом".
Еще в 2008 году, до начала кризиса, я удивлялся довольно странным идеям московских девелоперов "посадить" в чистом поле, куда ни на метро, ни на одном другом виде общественного транспорта не доехать, эдак тысяч 300-400 квадратных метров, например, офисных площадей. При этом уже тогда, как мне кажется, никто не понимал, а сколько же офисов и жилья — нового и уже построенного — действительно нужно городу. Да и строить-то эти сотни тысяч никто зачастую не собирался. Важно было скорее продать этот бумажный мираж следующему зазевавшемуся инвестору. Поэтому для меня затишье на только оправившемся от кризиса рынке девелопмента в Москве абсолютно закономерно. Это затишье напоминает мне Берлин 1996 года, когда на смену активной и зачастую поспешной застройке любых свободных территорий пришло осознание того, что нужно остановиться и подумать. Рынок перестал переваривать скороспелый, сырой товар.
Новой команде в мэрии Москвы пришлось столкнуться с уже свершившимся фактом: в развитии города, основанном на спешке, на стремлении построить побыстрее и подешевле, а заработать побольше, наступил перелом. Такая застройка сегодня объективно больше не нужна. Нужна качественная архитектура, которой не должно быть много, которая должна быть реализована из долговечных материалов, обеспечена удобными подъездными путями, которая, наконец, составила бы вместе с соседними зданиями гармоничный, не перегруженный ансамбль. Конечно, для того, чтобы пойти дальше более размеренным шагом, можно и нужно остановиться и подумать. Я не верю в то, что какой бы то ни было долговечный запрет на строительство вообще реален, но то, что строить в пределах большого центра Москвы нужно немного, взвешенно, качественно, по заранее продуманным мастерпланам — а значит, совершенно в других объемах и другими темпами, чем до сих пор,— это объективная необходимость.
Нам всем придется свыкнуться с тем, что задач будет меньше, а конкуренция — несоизмеримо больше. Сегодня в центре Берлина конкурс на застройку по московским понятиям небольшого домика собирает минимум 10-15 ведущих архитекторов. И это считается счастьем — поучаствовать в таком "малонаселенном" конкурсе. На проектах покрупнее бывает по 200-300 конкурсантов. На этом фоне архитектурное сообщество в Москве может только радоваться. Конечно, того рая, который был еще недавно, когда каждый заметный московский архитектор не мог отбиться от заказчиков, больше не будет. Этот рай был неестественным, он не был обоснован рынком и, самое печальное, не принес сравнимых с количеством качественных результатов.