Принятые Госдумой правительственные поправки в Воздушный кодекс делают необязательным бесплатный провоз багажа при невозвратных авиабилетах. Изменения в закон активно продвигал «Аэрофлот». Вполне вероятно, что отмена бесплатного багажа приведет к тому, что перевозчики, и в первую очередь монополист «Аэрофлот», сделают безбагажными почти все популярные у пассажиров невозвратные билеты. Эксперты считают, что доминирующее положение «Аэрофлота» позволяет компании все меньше учитывать интересы пассажиров.
Багаж за деньги
Совет Федерации одобрил закон, который дает право авиакомпаниям исключать норму о бесплатном провозе багажа в случае покупки невозвратного авиабилета. Закон вступит в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования. И хотя он касается всех участников рынка авиаперевозок, трудно отрицать, что национальный перевозчик, особенно после смерти «Трансаэро», у нас один, и сливки достанутся именно ему.
Отныне пассажиры должны будут оплачивать не только стоимость билета, но и сдаваемый ими багаж. Ранее правительственные поправки в Воздушный кодекс, которые делают необязательным бесплатный провоз багажа при невозвратных авиабилетах, были одобрены Госдумой. Реформаторы предлагают для возвратных авиабилетов сохранить право пассажира брать багаж минимум 10 кг, невозвратный же тариф может (и наверняка не будет, иначе зачем все это) предусматривать такую возможность.
Права пассажиров
Идею возить вещи пассажиров за деньги «Аэрофлот» активно продвигает еще с 2012 года. Эксперты высказывают опасения, что необязательный бесплатный провоз багажа приведет к тому, что перевозчики, и в первую очередь «Аэрофлот», сделают безбагажными почти все популярные невозвратные билеты. По сути это еще одно наступление компании на права пассажиров. Подобные пассажи в погоне за прибылью крупнейшего российского авиаперевозчика становятся нормой. Задержки и отмены рейсов «Аэрофлота» и его дочек происходят регулярно, и порой чаще, чем в других российских авиакомпаниях, а пассажиры начали привыкать к грубости и самоуправству. Тем не менее «Аэрофлоту» до сих пор удается, как говорится, покорять новые высоты корпоративных скандалов, и часто происходящее выглядит вообще за гранью добра и зла.
Последний пример. Алена Попова приобрела билет на рейс уже ставшего притчей во языках лоукостера «Победа». Алена Попова летела дочкой «Аэрофлота» к своей дочери на день рождения. Понятно, насколько для нее было важно улететь именно этим рейсом. Во Внуково ее и еще несколько граждан на основании того, что появились трансфертные пассажиры и заняли их места, сняли с рейса.
«Во всей этой ситуации меня поразило просто скотское отношение к людям, которых выбрали по желанию авиакомпании, которые заплатили деньги, зарегистрировались или вовремя пришли на регистрацию, ничего не нарушили. Я хочу, чтобы сотрудники компании, адвокаты, журналисты, пассажиры знали, что нигде в ФАП, в пунктах, на которые шли ссылки, нет ничего про то, что без причин безопасности или метеоусловий можно без предупреждения пассажира взять и снять с рейса, как и вообще отсутствуют действия, поражающие без причин пассажира в правах.
Я вообще в шоке и меня трясет от всей ситуации. Ладно бы еще не день рождения Марьи. Но я целый час доказывала представителям компании, что никому и никогда не разрешено нарушать закон, а потом меня просто передергивало, когда вспоминала, как ребенок ждет и только потому, что тут авиакомпания решила нарушить права пассажиров, включая меня, ребенок плачет», - пишет Алена Попова.
Толстые, страшные и бедные
Не лучшим образом относятся в «Аэрофлоте» и к своим работникам. В феврале этого года стюардессы подали в суд на «Аэрофлот», обвинив авиакомпанию в дискриминации сотрудников по внешнему виду, весу и возрасту. По словам бортпроводниц, около 400 стюардесс оказались в группе, которую они в шутку называют «СТС» – «старые, толстые, страшные», и их не допускают к работе на международных рейсах. Позже суд отклонил иски стюардесс, но осадок, что в компании не то с кадровой политикой, остался. В июне СМИ сообщили, что за последние 2,5 года на работу в азиатские авиакомпании, в первую очередь китайские, перешли более трехсот российских пилотов, а еще около четырехсот находятся в процессе трудоустройства. Летчиков привлекает более высокая оплата труда и лояльное отношение к, собственно говоря, не самой простой профессии пилота.
Как писала «Наша версия», в марте шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) потребовал проиндексировать заработную плату сотрудников «Аэрофлота». Представители профсоюза заявляли о том, что заработная плата не повышалась с 2012 года. Инфляция в России за это время составила почти 40%, и это привело к тому, что доходы сотрудников существенно упали.
30 миллиардов рублей прибыли, которую «Аэрофлот» получил в прошлом году, никак не повлияли на оплату труда пилотов и стюардесс. Прекратить массовый уход летчиков руководство нацперевозчика решило своеобразным образом. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев на собрании акционеров объявил о трехлетнем эмбарго для таких специалистов. О том, чтобы поднять летному составу зарплату, речь и вовсе не шла. То, что «Аэрофлоту» не хватает командиров кораблей, признавал и сам господин Савельев. Идея привлечения на работу иностранных пилотов себя не оправдала, и теперь экономия на сотрудниках привела к тому, что, например, «Аэрофлот» начал выпускать на дальнемагистральные рейсы экипажи в минимальном составе (командир и второй пилот). Раньше экипаж состоял из трех пилотов, это позволяло отвлекаться от приборов для восстановления психофизиологических способностей. Теперь такой возможности нет. И все это в итоге может сказаться на безопасности полетов.
За словами «безопасность полетов» кроется, на самом деле, очень сакральный смысл. Не дай бог Россия в один момент потеряет еще жизни сотен человек, а ведь среди них может оказаться и каждый из нас, и родные.
Без стимула
Экономя на работниках, менеджеры «Аэрофлота» не забывают про себя. Причем их вознаграждение не зависит от экономических достижений. Например, в 2015 году убыток «Аэрофлота» составил 19 млрд рублей, но почти втрое было увеличено вознаграждение девяти членам совета директоров. Суммарные выплаты составили почти 70 млн рублей.
По мнению экспертов, причины происходящего объясняются фактическим доминировании «Аэрофлота» на рынке авиаперевозок.
Например, если 10 лет назад компании принадлежало порядка 19% рынка, то сейчас доля составляет более 50%. И она будет расти и дальше. Хотя пока, до соответствующего решения ФАС, с юридической точки зрения «Аэрофлот» нельзя называть монополистом. По словам ведущего научного сотрудника института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Федора Борисова, естественно, по законам бизнеса «власть» одного из игроков на рынке сказывается на клиентах. У компании исчезает стимул к конкурентной борьбе, она может действовать на рынке по своему усмотрению, и совершенно не озабочена борьбой за клиента.
Пример тому ценовая политика. Например, цены на перелет с Курильских островов на материк были подняты сразу в три раза — до 16 тыс. рублей в один конец. И людям приходиться терпеть, потому, что других перевозчиков нет. Не забудем также, что «Аэрофлот» ежегодно получает гигантскую сумму за счет так называемого роялти — это деньги, которые платят иностранные авиакомпании за пролет над территорией России (а нашу страну трудно облететь, приходится платить). Роялти идут непосредственно «Аэрофлоту», а не государству, и даже не делятся на всех авиаперевозчиков, которые вроде бы равны перед законами, в том числе и принятым. По разным оценкам, фактически «из воздуха» «Аэрофлот» получает свыше $500 млн. И такой гигантский доход дает компании дополнительные преимущества перед конкурентами.
И напоследок. «Аэрофлот» последнее время снизил стандарты обслуживания в собственных бизнес-залах, уменьшил шаг кресел в некоторых новых самолетах на один-два дюйма, что существенно влияет на комфортность полета. И поступать так «Аэрофлоту» гораздо проще, чем его конкурентам. Да и особых соперников на рынке у него нет.
«При этом сегодня рыночный вес «Аэрофлота» настолько велик, что компания может за несколько лет убрать с рынка любого конкурента»,- считает Федор Борисов. А нам остается терпеть все новые смелые начиная «Аэрофлота», платный багаж том числе. У нас, пассажиров, нет того, что должно быть в жизни - выбора.