Судя по результатам экзит-полов, на телеэкранах и перед публикой он будет появляться уже не в сценическом образе президента Василия Голобородько из сериала «Слуга народа», а как реальный глава государства. Петр Порошенко, уступивший конкуренту с большим отрывом — 73,2% против 25,3% — пока не намерен уходить из политики. Но его позиции после поражения значительно ослабли.
«Важно сохранить стратегию и не потерять страну»
В день голосования в центре внимания были два избирательных участка — киевский Колледж речного и морского флота, где в 11:00 голосовал Владимир Зеленский с супругой, и столичный Дом офицеров, куда в полдень с семьей пришел Петр Порошенко. Бросалось в глаза, что первый намного больше интересовал прессу. Журналисты под завязку заполнили участок, толпились на улице. Как только появился черный минивэн с кандидатом, они взяли его в плотное кольцо и вели до самой урны, а потом обратно.
— Как вы спали? — интересовались у Владимира Зеленского.
— Мало.
— Вы готовы стать президентом?
— Готов.
На своем участке, позируя перед журналистами, господин Зеленский вроде бы неосмотрительно показал в камеры заполненный бюллетень с галочкой за себя. По закону это нарушение тайны голосования, но серьезных санкций не влечет. Но вскоре стало ясно, что лучшей рекламы себя в день, когда запрещена агитация, кандидат Зеленский вряд ли мог бы придумать.
Об этом нарушении рассказали все СМИ. А потом снова сообщили, когда в штаб к актеру пришли полицейские, чтобы оформить протокол о нарушении. Еще раз инцидент стал всеобщим информационным поводом, когда его комментировал представитель штаба Владимира Зеленского Дмитрий Разумков:
— Журналисты попросили показать бюллетень. К сожалению, кандидат держал его в развернутом виде. Не думаю, что это самое страшное правонарушение, которое допустил кандидат и, возможно, будущий президент страны.
Так и вышло: никакими последствиями, кроме шквала сообщений в СМИ, для Владимира Зеленского история с бюллетенем не обернулась.
Петр Порошенко пришел в Дом офицеров около полудня с женой, невесткой, детьми и внуками. Президент сообщил, что с утра сходил в храм — день выборов совпал с Вербным воскресеньем — и почувствовал народную поддержку.
Проголосовав, Петр Порошенко заявил, что и после выборов нужно сохранить курс страны в ЕС и НАТО, и призвал сограждан думать.
— Ибо не смешно. Сначала может и будет весело, но потом может быть больно,— отметил господин Порошенко.
Еще он подчеркнул, что «неважна фамилия того, кто будет избран, а важно сохранить стратегию и не потерять страну». Трудно было не увидеть в этих словах готовность действующего президента проиграть.
Владимир Зеленский ждал результатов в своем штабе. Когда объявили цифры, его сторонники взорвали подготовленные хлопушки. «Мы сделали это все вместе,— заявил политик.— Благодарю всех украинцев, где бы они сейчас не находились. Обещаю, что никогда не подведу вас». И добавил:
Пока я еще официально не президент, могу сказать как гражданин Украины всем странам бывшего СССР — посмотрите на нас: все возможно».
Петр Порошенко признал поражение и пообещал позвонить конкуренту: «Лично я и вся моя команда готовы подставить плечо президенту во всех его решениях, которые будут отвечать национальным интересам Украины и приближать нас к ЕС и НАТО». Он отметил, что уже в следующем месяце покинет пост главы государства, но из политики не уходит.
«Система уже не может работать как в 1990-е»
Обе соперничающие команды попытались извлечь для себя максимум пользы из оставшегося до дня голосования времени. «День тишины», выпавший на 20 апреля, никак им в этом не мешал. Петр Порошенко, строивший свою кампанию на том, что только его победа будет гарантией невозвращения Украины в орбиту России, а также продолжения курса Киева в ЕС и НАТО, вечером в субботу подписал указ «Вопросы европейской и евроатлантической интеграции». Им утверждается план действий по реализации «стратегического курса» на получение полноправного членства в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе с целью обеспечения необратимости европейской и евроатлантической интеграции. Никакой конкретики в плане нет, как нет и каких-то прорывных предложений. Но в новостях об указе господина Порошенко рассказали.
«День тишины», когда запрещено публиковать портреты кандидатов, их фамилии и официальные лозунги, обходили и другими способами. Как правило, при помощи билбордов с неофициальными, но всей стране известными и привычными воззваниями. «Главное — не потерять страну» на тревожном пурпурном фоне — это Петр Порошенко, «Конец эпохи бедности» (есть еще варианты, обещающие конец эпохи жадности и коррупции) на беззаботном зеленом — это Владимир Зеленский.
Вместо прямой телевизионной агитации, тоже запрещенной в день перед голосованием, телеканалы показывали архивные программы и фильмы, посвященные или самим кандидатам, или их родственникам.
Через соцсети каждый из оппонентов призывал избирателей дойти до участков для голосования и спасти страну. Петр Порошенко утверждал, что страну надо спасать от некомпетентности и популизма. Владимир Зеленский писал, что Украине угрожают еще пять лет застоя и имитации реформ, которые она может и не пережить.
В самом конце агитационной кампании штабы даже немного отступили от предвыборной стратегии, которой строго придерживались все предыдущие месяцы. Команда Петра Порошенко долго и скрупулезно выстраивала для шефа образ мудреца и защитника. На большинстве агитационных фото он исключительно серьезен и зачастую или сам одет в военную форму, или находится рядом с людьми в камуфляже. Но накануне выборов на его страницах в соцсетях появились новые фото, на которых президент улыбался, а вместо военных его окружали дети. Через Telegram-канал кандидата распространяли и совсем уж непривычный для строгой кампании господина Порошенко раскрашенный в яркие цвета портрет Уинстона Черчилля с трижды повторяющейся надписью «Никогда». Президент поставил своим сторонникам задачу: до воскресенья каждый из них должен переубедить трех избирателей Владимира Зеленского и сделать так, чтобы они проголосовали за Петра Порошенко.
В соцсетях же, а именно в Facebook, вспыхнул один из последних и довольно громких предвыборных скандалов, связанный с Россией. Журналисты обнаружили, что жена Владимира Зеленского Елена в апреле 2014 года перепостила на своей странице сообщение российского издания Life с призывом присылать в редакцию видео с передвижением украинских армейских частей в Донецкой и Луганской областях. Пользователи поспешили обвинить госпожу Зеленскую в работе на врага и предательстве интересов страны. Потенциальная первая леди заявила, что репостила чужую запись, в которой содержались проклятия в адрес российского издания, с которыми она была полностью согласна. Просто в какой-то момент автор оригинальной записи поменяла настройки своего аккаунта и в перепощенной записи проклятия в адрес российской редакции исчезли.
В штабе кандидата Зеленского переживали не только из-за истории с чужими интернет-постами, но и из-за проведенного в субботу ночью судебного заседания, в ходе которого некий Андрей Хилько пытался добиться снятия Владимира Зеленского с выборов.
Господин Хилько, о котором известно, что он официально зарегистрирован в качестве наблюдателя на нынешних выборах и является руководителем общественной организации «Украинская ассоциация акционеров», обвинил кандидата в подкупе избирателей. Подкупом он посчитал размешенную на официальном сайте Владимира Зеленского ссылку на интернет-ресурс с бесплатными билетами на прошедшие 19 апреля дебаты кандидатов. В исковом заявлении он указал, что, раздавая билеты, господин Зеленский покупал голоса. Суд после многочасового разбирательства отказался удовлетворить иск, и фамилия кандидата Зеленского из бюллетеня никуда не делась.
Против Владимира Зеленского в день самих выборов могли сыграть либо низкая явка его сторонников, либо административный ресурс, который пока еще контролируется Петром Порошенко. На ограничение явки избирателя Владимира Зеленского работали в первую очередь не сотрудники штаба его конкурента, а горячие почитатели действующего главы государства. Они распространяли призывы провести выходные на природе или отправиться в другой город, указывая на то, что все предрешено и кандидат Зеленский в любом случае, сколько бы его сторонников ни отправилось подальше от своих избирательных участков, победит.
В отдельных случаях такого рода сообщения выходили за рамки простых призывов. Так, руководитель туристического агентства в одном из киевских пригородов Екатерина Карасева-Белинская пообещала тем, кто собирается голосовать за Владимира Зеленского, особые условия покупки путевок. «Все вылеты 18, 19, 20 апреля продаются без комиссии и с подарком от нашей компании — такси в аэропорт (чтобы не дай бог не опоздали на самолет). Главное условие — отсутствовать в стране 21 апреля»,— говорилось в размещенном госпожой Карасевой-Белинской объявлении, адресованном только сторонникам кандидата Зеленского.
Опасения по поводу явки вскоре развеялись — по состоянию на 15:00 проголосовали 45,26%.
Что касается админресурса, то он активно применялся командой действующего президента в предвыборный период. По информации “Ъ”, многие свезенные в Киев на дебаты сторонники Петра Порошенко получали за поход на стадион, где прошли дебаты, 200–300 гривен (450–700 руб.). Похожие суммы выплачивались и посетителям провластных митингов в регионах.
Однако в день выборов, уверяет экс-депутат Верховной рады Егор Фирсов, действующей власти рассчитывать на этот ресурс не приходилось. Господин Фирсов, работающий сейчас в команде проигравшего в первом туре выборов кандидата Анатолия Гриценко, уверяет, что массовые подтасовки результатов голосования и подкуп избирателей были запланированы штабом Петра Порошенко еще несколько недель назад. Но вбросы бюллетеней, массовая скупка голосов и «карусели» не состоялись из-за саботажа на местах.
«Главный сбой произошел потому, что система уже не может работать как в 1990-е. После поражения Януковича исполнители на местах поняли, что вечной власти не бывает, а отвечать придется именно им. Как мне сказал один чиновник из области: “Петя там себе порешает, а нам что делать?” Именно этот страх перед будущим и слабость власти привели к саботажу приказов»,— пояснил Егор Фирсов.
После выборов
Теперь, после того как выборы определили следующего президента Украины, стоит вопрос, когда он вступит в должность. От даты инаугурации в том числе зависит, сможет ли Владимир Зеленский инициировать роспуск Верховной рады, в которой у него нет сторонников.
О такой возможности господин Зеленский уже говорил. Но здесь крайне важна оперативность. Раду нельзя распустить, если до истечения ее полномочий останется менее полугода. Очередные выборы парламента намечены на 27 октября 2019 года, а поскольку депутаты этого созыва были приведены к присяге 27 ноября 2014 года, именно от этой даты следует вести отсчет шести месяцев до окончания полномочий. И получается, что процедуру роспуска следует начать не позднее 27 мая.
Поскольку запустить такой сценарий Владимир Зеленский может только в позиции полноправного, а не избранного президента, ему нужно присягнуть как можно скорее. Возможности затянуть процесс есть. После выборов у Центризбиркома есть десять дней на утверждение их итогов. После этого результаты следует опубликовать в изданиях «Голос Украины» и «Правительственный курьер» в течение максимум трех дней. С момента публикации итогов начнется отсчет тридцатидневного срока, в который должна пройти инаугурация. Дату церемонии назначает Верховная рада, и далеко не факт, что парламент рассчитает все таким образом, чтобы дать главе государства время его разогнать.
Пока не представляется возможным говорить о расстановке сил, роспуске или нероспуске рады и правовых предпосылках для этого. Я считаю, это не корректно»,— сказал “Ъ” главный спикер команды Владимира Зеленского Дмитрий Разумков.
Какими будут первые шаги на других направлениях, включая российское, господин Разумков сейчас также говорить не готов. Комментируя предвыборное обещание господина Зеленского ликвидировать канал связи с Москвой через кума Владимира Путина
Виктора Медведчука, Дмитрий Разумков ответил, что решать это будет новый президент.
«Каналы по отношениям с Россией должны быть такими, чтобы их понимали и мы, как страна, и наши зарубежные партнеры. Если не ошибаюсь, Медведчук отвечал за обмен заложников. Последний серьезный обмен был в декабре 2017 года. Думаю, не самый эффективный механизм, хотя любые действия требуют аудита и оценки президента. Его мнение (по этому поводу.— “Ъ”) будет озвучено»,— сказал господин Разумков, отметив, что до инаугурации никаких решений принято не будет.
«Президент становится главой государства после инаугурации, когда вступит в права и обязанности. В рамках законодательства будем делать все, чтобы она состоялась как можно скорее»,— заключил Дмитрий Разумков.
Депутат Верховной рады Мустафа Найем, покинувший перед президентскими выборами «Блок Петра Порошенко», считает, что многое станет ясно 23 апреля, когда состоится первое после президентских выборов пленарное заседание парламента. По его словам, в этот день «будет весело», поскольку может стать ясно, кто и как себя будет вести с учетом новой политической реальности.
«Не думаю, что “Блок Петра Порошенко” (самая крупная фракция в парламенте.— “Ъ”) совсем распадется. Но многие рассчитывают, что Порошенко в итоге уйдет и все начнут делить его электоральное поле перед парламентскими выборами»,— отметил депутат в беседе с “Ъ”.