Тело 50-летнего сотрудника «Норильского никеля» было найдено на руднике «Комсомольский» на подземном участке очистных работ в кабине погрузочно-доставочной машины. Об этом сообщили в СК РФ по Красноярскому краю. «По предварительным данным, погибший мужчина работал в должности машиниста погрузочно-доставочной машины подземного участка эксплуатации и обслуживания самоходного оборудования рудника. 25 июля в ходе выполнения работ по отгрузке горной массы в очистном пространстве камеры произошло отслоение и падение куска горной массы на погрузочную машину в кабине которой находился пострадавший. Мужчина скончался на месте», — рассказали в ведомстве.
Последний год стал роковым для заполярной империи Потанина. Начиная с разлива 200 тысяч тонн дизтоплива, «Норникель» преследуют катастрофы: обрушение крыши цеха, затопление рудника, авария самолета. Судя по всему, у хозяина тундры, как достаточно циничного бизнесмена, уже вырабатывается иммунитет к происходящему. Смерть сотрудника уже не ЧП. Владимир Потанин продолжает отдых на своей яхте «Nirvana» в Адриатическом море в компании новой жены. Пейзажи заповедных островов Хорватии не отпустили президента «Норильского никеля» на прощальную церемонию.
Владимир Потанин в этом году не раз подвергался критике за колониальный подход к эксплуатации ГМК. Ни штраф в 146 миллиардов, ни критика со стороны представителей власти ничего не меняют в подходах выпускника МГИМО к российскому предприятию. Сосредоточив в своих руках все нити управления «Норильским никелем», Потанин не обращает внимания ни на техногенные катастрофы, ни на человеческие жертвы, продолжая «сладкую жизнь» и готовя себе «запасной аэродром» во Франции. Символично, что в начале июля «Норникель» презентовал в Париже фотовыставку «Мир в лицах». Владимир Потанин уже стал кавалером французского ордена почетного легиона, и всячески поддерживает имидж «цивилизованного человека» в стране вина и сыра. Любую российскую критику на Западе можно трансформировать в свою пользу, став жертвой авторитарного режима и разборок олигархов. В то время время, как гибель людей можно списать на что угодно, кроме как на итоги собственного четвертьвекового управления «Норникелем».
Правда, в Великобритании земля начала гореть под ногами под ногами Потанина, и здесь ему не удастся пересидеть неприятности в стиле a la Березовский. И видимая причина проста: жадность и грубость проявленные во время развода.
Суд в Москве отказал бывшей жене Наталии в претензиях на имущество (доли Потанина в «Норникеле» и «Интерросе») и обязал Потанина платить алименты в размере 25% своего заработка (около ₽8 млн/мес) на содержание на тот момент несовершеннолетнего сына. Тогда Наталия перенесла процесс в Лондон. Не сразу, но ей удалось убедить британскую Фемиду в том, что она не «бракоразводная туристка». Ее адвокаты убедили правосудие в том, что российский суд пристрастен, не рассматривает раздел доли в подконтрольных офшорных компаниях.
Да и само поведение олигаpxа демонстрировало редкий цинизм и желание грубым напором решить все споры в свою пользу. Так, например, всплыло его заявление, что фактическая семейная жизнь прекратилась в 2007 году, хотя на развод он подал только в 2014.
Откуда появилась эта дата – 2007 год? Все объясняется просто. В 2007 году проходил «развод Потанина» со своим старым партнером Михаилом Прохоровым, после чего он стал единолично распоряжаться главными активами, как, к примеру, «Норильский никель». Владимир Потанин избрал и 2007-й год в качестве линии отсечения по семейным искам.
В мае 2021 года Английский суд разрешил Наталии Потаниной судиться с ним в Лондоне по поводу раздела имущества. Будущий процесс называют самым дорогим в истории Лондона. Состояние Владимира Потатниа оценивается в $30 млрд.
В окружении Потанина в 90-е и начале 00-х, люди любили выражаться на блатном арго. Ездили не на переговоры, а на «терки», не заключали контракты, а «разводили».
И вот эта «разводка» замаячила как фирменный стиль нынешнего N1 российского Forbes. Вначале оказались кинуты «красные директора», которые скинулись ему на ОНЭКСИМБАНК. Потом очередь последовала за коллегами по семибанкирщине, после того, как наш герой внедрился в правительство и организовал залоговые аукционы в свою пользу. Следующим оказался кинут партнер по бизнесу Михаил Прохоров после того, как тот «погорел» на девочках в Куршевеле. Сейчас пытается «кинуть» российское государство… И ведь скаредность и мелочность проявилась даже в такой неприятной для каждого человека истории, как развод. И здесь Владимир Олегович не смог пойти против натуры и развел бывшую супругу и детей от первого брака, в один момент просто исчезнув из их жизни и прервав контакты.
Наверно, в будущем бракоразводный кейс Потаниных станет основой для кинодрамы из серии «богатые тоже плачут» - настолько непредсказуем и не линеен сюжет этих событий. Мало того, что бывшие супруги познакомились еще в старшей школе, где учились в одном классе. Они и поженились еще на последнем курсе обучения в ВУЗах: Потанин оканчивал МГИМО, Наталья – МИИТ. Ничто, по словам Потаниной в одном из интервью, не предвещало беды, когда за семейным ужином в 2013 году бизнесмен как бы между делом бросил «Давай разведемся».
О причинах столь радикального решения олигарха до сих пор неизвестно. Сама Наталья утверждает, что давно знала об интрижках своего мужа на стороне, но не придавал этому значения. Возможно, именно нежданно нагрянувшая на 52-летнего олигарха страстная любовь к некой молодухе Екатерине (на момент развода Потаниных ей было 38 лет), которая, как говорят, работала у него в секретариате, и стала причиной такого поведения Потанина по отношению к жене. Не случайно же Потанин женился на любовнице буквально через три месяца после официального развода. Впрочем, не Потанин первый, не Потанин и последний, кто в кругу ВИПов стал героем адюльтера в стиле «служебного романа». Однако безобразный скандал с разводом ассоциируется только с именем главы «Норильского никеля».
Удивляет безапелляционность и безальтернативность требований, выдвинутых Потаниным к своей бывшей жене. В отсутствии брачного контракта Потанина должна была молча подписать бракоразводные бумаги и не претендовать на деньги и собственность мужа, а взамен получала возможность, и то гипотетическую, обращаться к бывшему мужу с просьбами о помощи, в том числе финансовой.
Несмотря на 1-е место в российском Forbes, адвокаты Потанина заявили, что он не имеет отношения ни к "Норникелю", ни к "Интерроса".
Взбешенный неуступчивостью некогда любимой женщины (тут-то и поверишь в правоту афоризма «от любви до ненависти один шаг») Потанин начал терроризовать ее мелкими хозяйственными пакостями. Как жаловалась Наталья в интервью Ксении Собчак, в ее подмосковной даче в Немчиновке, которая формально также принадлежала Потанину, было отключено водоснабжение, а затем он потребовал бывшую жену освободить помещение и взыскал с нее 8 млн рублей за аренду недвижимости.
Неадекватность в поведении миллиардера больше всего сказалась на его же детях. Если к своей старшей дочери Анастасии, которая заняла нейтральную позицию в семейном конфликте, он не цеплялся, то средний сын Иван был уволен из принадлежавшей ему инвесткомпании за поддержку матери. Младшему сыну Василию он не только отказал в оплате обучения в Америке, но и перестал с ним общаться, как об этом уже написали таблоиды.
Бракоразводное жмотство миллиардера Потанина (а его состояние на момент развода оценивалось в 13 млрд долларов), которое более присуще местечковому буржуа, выбивается из ряда разводов его коллег по бизнесу. Тот же трижды женатый Роман Абрамович всегда расставался с женами мирно и тихо: его вторая жена Ирина получила от олигарха значительную часть состояния мужа в несколько сот миллионов долларов. Жене покойного ныне Бориса Березовского Галине при разводе досталось, по разным оценкам, от 165 до 220 млн фунтов стерлингов.
А ведь с Натальей главу «Норникеля» связывают не только 30 лет брака и трое детей. Говорят, что связи отца Потаниной – работника системы советского Минвнешторга – даже в больше степени способствовали стремительному старту карьеры будущего миллиардера, чем знакомства его отца. Поэтому тот факт, что он оставил жену практически без копейки, можно расценить как черную неблагодарность.
Однако не надо забывать, что Потанин всей своей бизнес-карьерой доказал, что его принцип – это отсутствие принципов. Цинично было использовано «куршавельское» дело своего многолетнего партнера Михаила Прохорова, чтобы выдавить того из их совместного бизнеса. Раздавить же бывшую жену, которая не только посмела встать на пути его нового семейного счастья, но и покусилась на святое – на честно заработанную им собственность, не представляло никаких моральных угрызений: «ничего личного – это только бизнес».
Так что репутация разводилы, укрепляющаяся за Владимиром Потаниным, обеспечивает ему прочную нелюбовь. Даже хорошо оплачиваемые топ-менеджеры Интерроса знают, что в случае чего им придется отвечать за ошибки шефа. В команде Потанина считают, что в отношениях с шефом главное – вовремя свалить. То есть уйти надо в тот момент, когда бонус уже выплачены.
Катастрофы последнего года нарушили безоблачную жизнь колониалиста, которую ранее омрачали лишь бракоразводные трудности. Партнеры справедливо спрашивают, кто ответит за экологический штраф в 146 миллиардов. Хозяйство сыпется, в связи с чем претензии предъявляют власти. Последняя встреча с президентом, по слухам, прошла далеко не в благодушных тонах. Стиль расставания с первой женой навевает мысль, что у нынешнего президента «Норникеля» есть запасной вариант на этот счет. Когда грянет гром, надо раствориться в атмосфере, как граф Калиостро, а потом материализоваться кавалером ордена Почетного легиона. А там посмотрим, как в притче про ишака и падишах.