Американский дивизион Новолипецкого металлургического комбината перешел с российских слябов на слябы из беспошлинных стран – Бразилии, Мексики и Канады, сообщил президент НЛМК Григорий Федоришин.
В США у НЛМК три завода: два в Пенсильвании и один в Индиане. NLMK Pennsylvania производит высокоуглеродистую и легированную сталь. Расположенное в том же штате предприятие Sharon Coating производит из проката NLMK Pennsylvania горячеоцинкованный прокат. NLMK Indiana производит сталь (700 000 т слябов в год) и горячекатаный прокат.
В марте прошлого года президент США Дональд Трамп ввел 25%-ные пошлин на импорт стали. Американский дивизион НЛМК обратился в минторг США с просьбой отменить пошлины для слябов, которые закупают NLMK Indiana и NLMK Pennsylvania – из России на них поставлялось примерно 1,5 млн т слябов в год. НЛМК предупредила, что если пошлины не отменят, она будет вынуждена сокращать инвестиционную программу, уменьшит число занятых рабочих или даже вовсе уйдет с рынка.
В конце апреля нынешнего года минторг США отказал НЛМК.
Куры и бизнес
Совладелец НЛМК Владимир Лисин на вопрос корреспондента «Ведомостей», как вести бизнес при постоянно меняющемся регулировании, ответил анекдотом: Приходит к фермеру, производящему кур, Россельхознадзор и спрашивает: — Чем ты кормишь кур? — Зерном, отвечает фермер. — Ты с ума сошел, — восклицает сотрудник Россельхознадзора. — У нас же есть программа по наращиванию экспорта зерна, нам его не хватает, а ты тратишь зерно, да еще и качественное, на кур. И выписал Россельхознадзор фермеру штраф. Через три месяца приходит к тому же фермеру санитарный надзор и спрашивает, чем он кормит своих кур. — Беру у ресторанов отходы, – отвечает фермер. Санитарный надзор пришел в возмущение. – Такие отходы невозможно проверить, а ты ими кормишь кур, которыми потом питаются люди, — воскликнул чиновник и выписал фермеру штраф. Прошло еще три месяца. Приходит к фермеру Росприроднадзор. Видит — всюду валяются пакеты, банки, бумажки. — Ты чем же кур кормишь, ужасается Росприроднадзор. — Я здесь ни при чем, отвечает фермер: я выдаю курам по 100 рублей, они сами себе еду покупают.
США – третий по значению для НЛМК рынок: 18,4 % (или 3,2 млн т из 17,4 млн т) в структуре продаж НЛМК по итогам 2018 г.
Основной владелец НЛМК Владимир Лисин добавил, что компания заинтересована в американском рынке, но введение пошлин на российские стальные полуфабрикаты накладывает свои коррективы на стратегию развития NLMK USA.
Будет ли компания подавать повторное прошение, Лисин не сказал: «Компания мониторит ситуацию. Эти ограничения ведь касаются не только России – всех стран, которые поставляли продукцию в США. Надо понимать, что такая торговая политика американских властей приведет к дефициту полуфабрикатов на внутреннем рынке США. А это приведет к росту цен на конечную стальную продукцию. Американские потребители не будут рады такому развитию событий».
Выжидательная позиция сейчас самая правильная, особенно учитывая сильную волатильность рынка из-за торговой войны США и Китая, уверен Федоришин: «При текущих ценах на прокат на американском рынке 25%-ная пошлина на сляб не позволяет эффективно и выгодно его перерабатывать». Долгосрочной контрактной стратегии для американского дивизиона у компании сейчас нет, продолжал он, компания работает в спотовом режиме. Нарушение цепочки поставок приводит к значительным рискам для компании и сильно ухудшает экономику проекта, заключил он.
Собственные слябы позволяли компании экономить до $75 на тонне проката. Это выгодно отличало американское подразделение НЛМК от конкурентов на американском рынке, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. С учетом пошлины и стоимости доставки использование своего сляба оказывается дороже на $10–20 с тонны. А слябы из не подлежащих пошлинам стран дорожают, приводит данные эксперт. «Заморозка американских мощностей в такой ситуации логична. Почти все российские металлурги, столкнувшиеся с реалиями американского регулирования стального рынка, выходят из американских активов. Возможно, если ситуация не изменится, такая же судьба ждет НЛМК», – заключает Худалов.
Снижение цен на сталь в США привело к тому, что в I квартале 2018 г. использование собственных слябов НЛМК, обложенных 25%-ной пошлиной, стало почти невыгодно – показатель EBITDA упал на 65%, рентабельность бизнеса сократилась с 10% в IV квартале до 3%, говорит аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. По ее прогнозам, цены на сталь продолжат снижаться и во II квартале, что может привести к убыточности дивизиона. Отмена пошлин на стальную заготовку из Канады окажет поддержку бизнесу НЛМК, но цена закупки слябов из Канады и их качество, скорее всего, не позволят американскому бизнесу НЛМК показать такую же рентабельность производства, которая была на собственных слябах, рассуждает Ализаровская.
Металлургические компании покупали производственные мощности за границей, чтобы иметь возможность работать на зарубежных рынках в условии пошлин и заградительных мер, но ограничение на поставку собственных российских слябов для дальнейшей переработки на американских мощностях делает эти проекты экономически неэффективными, говорит генеральный директор «УК Спутник» Алксандр Лосев.
Скорее всего, пока торговая война с Китаем не завершится, турбулентность на рынке стали продолжится, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. Волатильными будут и тарифы на американском рынке, и цены на сталь и сырье. «Активы российских компаний в США в этих условиях могут показывать очень неустойчивые результаты. О долгосрочных стратегиях и инвестициях говорить в таких условиях не приходится», – заключает эксперт.