За 9 месяцев 2014 года депозиты граждан в гривнах в украинских банках сократились на 18%, до 207,9 млрд гривен. Еще сильнее сокращаются валютные депозиты населения: с начала года — на 34,1% до $15,1 млрд. Такие данные приводит Национальный банк Украины. Таким образом, с учетом среднего курса гривны с начала года украинские банки потеряли порядка $10 млрд, или четверть всех вкладов.
Так, за 2013 год депозиты физлиц выросли на 19,5%, до 437,2 млрд гривен. Активно забирать средства из украинских банков вкладчики, согласно отчетности НБУ, начали в январе 2014 года. Отток депозитов населения из украинских банков усиливается. Так, например, в июле депозиты граждан в гривнах сократились на 0,4%, в августе — на 1,8%, в сентябре — уже на 3,9%. Объем валютных депозитов в июле уменьшился на 2,9%, в августе — на 3,2%, в сентябре — на 4,8%.
В крупнейшем банке Украины — Приватбанке олигарха Игоря Коломойского — снижение объема депозитов физлиц за 9 месяцев 2014 года составило 4,8% — c $9,6 млрд до $9,2 млрд (101,8 млрд гривен). Объем депозитов в гривнах сократился на 17,7%, до 51,7 млрд гривен, в валюте, напротив, увеличился на 8,5%, до 52 млрд гривен, однако этот рост связан с переоценкой валюты (индивидуальная отчетность банков содержит гривенные показатели по валютных вкладам, за III квартал и за 9 месяцев; валовая от НБУ ― в долларах, включает помесячные показатели. На поведение вкладчиков повлияла резкая девальвация гривны из-за политического кризиса: за 9 месяцев 2014 года курс доллара вырос с 8 до 12,9 гривен.
Украинские «дочки» российских банков также теряют клиентов, причем гораздо сильнее, чем банковская система Украины в целом. В Сбербанке (Украина) депозиты населения за 9 месяцев 2014 года сократились на 37,5%, до 10,1 млрд гривен. Причем депозиты в гривнах сократились на 110,1%, до 1,7 млрд гривен, в валюте — на 22,9%, до 8,4 млрд гривен. За III квартал 2014 года Сбербанк получил убыток в размере 11,4 млн гривен.
— Дочерний банк Сбербанка России работает в штатном режиме, сохраняя высокий уровень ликвидности и капитала, — прокомментировали в украинском подразделении Сбербанка. — Банк своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства перед клиентами, имеет прочный запас ликвидности и долгосрочную стратегию развития.
Объем депозитов населения в ПромИнвестбанке («дочка» ВЭБа) снизился на 9,7%, до 7,4 млрд гривен. В нацвалюте Украины объем депозитов населения сократился на 28,9%, до 3,8 млрд гривен, объем валютных депозитов, напротив, увеличился на 10,7%, до 3,6 млрд гривен. Это рост — также результат валютной переоценки.
— Отток средств из банков происходит под действием суммы факторов, — пояснили «Известиям» в пресс-службе ВЭБа. — На поведение вкладчиков повлияли и негативные ожидания падения экономики, сформировавшиеся в первом полугодии, и курсовой скачок и ситуация с доступностью иностранной валюты и рост потребительских цен, начавшийся много месяцев назад. Ситуация каждого банка индивидуальна, и от месяца к месяцу она отличается. Помимо оттока вкладов из банковской системы происходит перераспределение вкладов между банками. Российские банки не исключение.
Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий объясняет существенно больший отток вкладов из украинских «дочек» российских банков не разогревом антироссийских настроений, а возможной угрозой деструктивных действий по отношению к этим кредитным организациям со стороны украинских властей.
Украинская «дочка» ВТБ еще не опубликовала отчетность за III квартал 2014 года.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов отмечает, что политическая ситуация на Украине и спровоцированные ею масштабные экономические проблемы не внушают вкладчикам доверия к национальной финансовой системе.
— Собственно, именно на доверии и основаны все денежные вложения, и когда оно исчезает, люди предпочитают забрать свои депозиты, — говорит Климов. — В настоящее время у украинского руководства нет какой-либо внятной программной стратегии развития и выхода из сложившегося кризиса, а их позиция в газовом вопросе слишком политизирована и лишена объективности. Не добавляет оптимизма украинским вкладчикам и позиция международного сообщества, которое, которое не спешит делать большие вливания в украинскую экономику и банковскую систему.
— Падение ВВП Украины в текущем году ожидается на уровне 11%, — говорит директор департамента аналитики «Профит Групп» Глеб Задоя. — При этом не решена основная проблема крайне энергоемкой экономики Украины — проблема газового долга перед «Газпромом». Даже после того как российская сторона снизила цену топлива на $100 и пересмотрела украинский долг до $4,5 млрд с $5,3 млрд, у Киева нет средств на оплату долга. В результате военных действий остановились промышленные предприятия на юго-востоке Украины. В критической ситуации оказались украинские банки. Доверие вкладчиков резко снизилось. Если бы экономическая ситуация в стране была стабильной, то можно было надеяться на докапитализацию банковского сектора. Но у Киева на это нет денег. Следовательно, можно ожидать разорения крупных и мелких банков. Но радикальных мер к российским банкам ждать не стоит: это еще сильнее ударит по всей украинской банковской системе.
Старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин согласен, что на 99% отток средств граждан из украинских банков связан с геополитическими рисками.
— Остальное можно списать на всегда присущее движение капитала вкладчиков, — указывает Алин. — В стране самые что ни на есть смутные времена. Многие не доверяют текущей системе, многим деньги нужны здесь и сейчас. У кого-то разрушен дом, кто-то снимает последние деньги и переезжает в более спокойное место. Такой отток в целом по сектору связан с обострением украинского конфликта. Одно дело майдан Незалежности, исход которого не был никому не ясен. На Украине такие массовые сборища — явление нередкое. Поэтому он оттока и не провоцировал. Другое дело — военная обстановка, не до беготни по банкам в случае чего.
— До середины января 2014 года валютная пара доллар/гривна была стабильна и котировалась чуть выше отметки 8,20 гривны за доллар, — говорит главный аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов. — Как раз с этого момента майдан перестал носить мирный характер, что стало причиной роста рисков, которые отразились в том числе и на стоимости гривны. Во второй половине февраля и до середины апреля соотношение доллара и украинской валюты ускорило рост и достигло значения 13,6075 гривны за доллар, что на 65% выше уровня показанного тремя месяцами ранее. Столь бурное обесценение украинской национальной валюты в начале текущего года спровоцировало отток средств в гривнах со счетов украинских банков. В период с мая по июль 2014 года курс гривны стабилизировался. В августе-сентябре 2014-го ситуация на рынке гривны вновь дестабилизировалась, украинская валюта продолжила обесцениваться, дойдя в конце сентября до отметки 14,70 гривны за доллар и подешевев таким образом к уровню середины января 2014 года на 79%, что вполне объяснимо спровоцировало новый виток оттока средств в гривнах со счетов в банках.