Дочь депутата Госдумы Андрея Голушко уволили с руководящей должности в учреждении Минкультуры с формулировкой “по утрате доверия”. Сбежав во Францию, она отказалась предоставлять декларацию о доходах. Подобная скрытность может быть связана с попыткой вывести из-под удара правоохранителей имущество ее отца, которое Генпрокуратура пытается взыскать в доход государства. Подробности этих скандальных историй и сомнительного прошлого семьи парламентария — в материале ПАСМИ.
Утратила доверие
Дочь депутата Госдумы от «Единой России» Андрея Голушко — Мария Капт-Голушко — устроилась на работу в ФГБУ «Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино» 27 марта 2017 года. По данным источника ПАСМИ, пост первого заместителя гендиректора по библиотечной работе в госучреждении она получила, благодаря связям семьи с Владимиром Мединским, который тогда был министром культуры.
Но в августе 2020 года карьера чиновницы для Капт-Голушко закончилась — ее уволили по коррупционным мотивам. Дело в том, что она в оговоренный законом срок не предоставила декларацию о доходах и имуществе, и это при том, что из-за пандемии ковида этот срок был перенесен с 1 апреля на 1 августа.
8 марта 2020 года Мария Капт-Голушко уехала в отпуск во Францию — несмотря на предупреждения о том, что ситуация с коронавирусом будет развиваться. Сведения о доходах перед отпуском она не предоставила, и в срок из-за рубежа не вернулась — в связи с введением карантинных ограничений.
Как говорится в обращении врио генерального директора библиотеки Павла Кузьмина к заместителю министра культуры Николаю Овсиенко, Капт-Голушко неоднократно напоминали о необходимости предоставить декларацию, но она требований, установленных законом, не выполнила.
7 августа в библиотеке прошло заседание Комиссии по противодействию коррупции, его участники решили направить Капт-Голушко еще одно напоминание о необходимости сдачи декларации. В ответ дочь депутата прислала электронное сообщение: «К сожалению, в данный момент я не могу предоставить запрашиваемую справку о доходах, так как мой компьютер технически не подходит для установки на нем специального программного обеспечения «Справка БК».
Мария Капт-Голушко обязалась предоставить все необходимые данные, как только у нее «будет возможность» воспользоваться компьютером с операционной системой Windows.
Но дочь депутата так и не изыскала такой возможности: комиссия собиралась еще дважды и в итоге пришла к выводу, что Капт-Голушко серьезно нарушила антикоррупционное законодательство. На четвертом по счету заседании- уже с участием независимого юриста — было принято окончательное решение по судьбе сотрудницы.
Приказом от 28 августа первый заместитель гендиректора по библиотечной работе была уволена с формулировкой «по утрате доверия».
Дочь депутата с таким развитием событий не согласилась. Она направила обращение заместителю министра культуры Ольге Яриловой. Но позиция руководства библиотеки иностранной литературы осталось неизменной.
Семейные тайны
По информации источника ПАСМИ, Мария Капт-Голушко не предоставила декларацию вовсе не из-за того, что ее MacBook Pro не поддерживает российскую программу. Настоящей причиной стали не приведенных в порядок финансовые дела семьи, в том числе депутата Голушко, который позднее стал ответчиком по иску Генпрокуратуры о конфискации имущества.
«По нашим данным, Голушко переводил свое имущество на дочь, а она — на своего швейцарского мужа-адвоката. Но пока мы в этом разбираемся. Смею предположить, что на фоне судебного иска замгенпрокурора против депутата Голушко, последний решил «подчистить хвосты». Возможно, еще не все успел, а «светить» это в декларациях дочери было рискованно», — рассказал собеседник ПАСМИ.
Они в курсе:
— председатель Госдумы Вячеслав Володин
— генпрокурор Игорь Краснов
Когда обращение в министерство культуры, которое уже не возглавляет «друг семьи» Мединский, не дало желаемого результата, уволенная Капт-Голушко решила судиться со своим бывшим работодателем. Иск поступил в Тверской районный суд Москвы 2 октября. Как следует из картотеки судебных дел, предмет спора — «взыскание невыплаченной заработной платы, других выплат (и компенсации за задержку их выплаты)». Дело передано судье Денису Иванову.
Однако собеседник редакции утверждает, что Капт-Голушко также собиралась оспорить формулировку своего увольнения. «Дело в том, что во Франции фактически не получится устроиться на работу, если ранее вас уволили за нарушение антикоррупционного законодательства. И в данном случае французам неважно, в какой это стране произошло, было это уголовное или административное дело. Так или иначе, формулировка «по утрате доверия» неудобна Капт-Голушко. Она пыталась договориться с начальством об уходе по собственному желанию, но не вышло — теперь пошла в суд», — пояснил источник, добавив, что рассмотрение иска назначено на сегодня, 12 ноября.
Кстати, отказ декларировать имущество уже можно считать традицией семьи Галушко. Так, осенью 2017 года СМИ направляли в Госдуму запросы по поводу нарушения депутатом-единороссом антикоррупционного законодательства. По их данным, парламентарий скрыл принадлежащую ему зарубежную компанию. Реакции от нижней палаты парламента так и не последовало, хотя к запросам журналистов были приложены выписки Судебной канцелярии Франции из государственного реестра регистрации компаний, согласно которым Голушко владел на тот момент гражданским обществом по управлению недвижимостью La Chapelle. Общество было создано для покупки элитной двухэтажной виллы с бассейном (215, 4 кв. м) и земельного участка (7800 кв. м) в городе Мужен на Лазурном Берегу недалеко от Канн.
В доход государства
Кстати, в том же Тверском суде, где будет рассматриваться исковое заявление Марии Капт-Голушко, на 16 ноября назначена беседа по другому делу, в котором ответчиком выступает ее отец-депутат.
Заместитель генерального прокурора Анатолий Разинкин просит изъять в доход государства имущество Андрея Голушко, а также экс-депутата Омского областного заксобрания Сергея Калинина, бывшего руководителя энергетической комиссии региона Константина Марченко и трех местных компаний.
По данным омских медиа, иск может быть связан с уголовным делом о мошенничестве в особо крупном размере и организации преступного сообщества, одним из фигурантов которого является Сергей Калинин.
По версии следствия, он организовал схему, в результате реализации которой существенно увеличились тарифы на газ для населения. Ущерб по делу составляет 1,4 млрд рублей. Как выяснили правоохранители, компания «Омскгоргаз» продала три участка газопровода организации “Омскгазстрой», а затем взяла их в аренду за 220 млн рублей в год. При этом Сергей Калинин был собственником «Омскгазстроя» и одновременно занимал кресло в совете директоров «Омскгоргаза». Затем необоснованные расходы на аренду сетей — по сути, у самих себя — были включены в тарифы на газ для населения.
Андрей Голушко фигурантом дела не является, но в числе обвиняемых — бывший гендиректор ООО «Холдинговая компания «Акция», в которой ему принадлежат 50% акций. После получения мандата депутата Голушко передал эти акции в управление, но продолжил получать от них доход, поэтому он и мог стать одним из ответчиков по иску заместителя Игоря Краснова.
Они должны быть в курсе:
— директор ФСБ Александр Бортников
— председатель СКР Александр Бастрыкин
Добавим, что за 2019 год Голушко задекларировал более 35 млн рублей. У жены парламентария имеется участок в 7,8 тыс. квадратных метров и дом в 498 квадратных метров во Франции.
Детский офшор
Возвращаясь к дочери депутата, стоит сказать, что в прошлом она уже оказывалась в центре коррупционного скандала. Ее имя фигурировало в так называемом «панамском досье» Mossack Fonseca, слитом в сеть в 2016 году, когда Андрей Голушко был представителем Омской области в Совете Федерации.
Как писал Forbes, Мария Капт-Голушко была указана как бенефициар и акционер офшорной компании Vitafin Limited. Правда, на момент регистрации офшора — 16 мая 1997 года — ей было всего девять лет. И как раз в то же время губернатор Омской области (тогда этот пост занимал Леонид Полежаев) назначил ее отца Андрея Голушко на должность первого заместителя главы региона, курирующего финансовую сферу.
Сама Капт-Голушко позже занималась проектом Herve Leger в России, но в 2015 году закрыла бутик. Глянцевые издания тогда писали, что Herve Leger ушел с российского рынка, поскольку «владельцам просто не нравится жить в России, они решили сосредоточиться на другом бизнесе за ее пределами».