Французские прокуроры всерьез взялись за члена Совета Федерации от Дагестана Сулеймана Керимова. Напомним, его задержали 20 ноября в аэропорту Ниццы в компании четырех человек, и доставили в полицейский участок. После чего с ходу обвинили в серьезных налоговых преступлениях, а также в отмывании денег. Потом отмывание (предсказуемо) куда-то запропастилось, но даже оставшихся предполагаемых налоговых преступлений вполне хватит, чтобы посадить российского сенатора в тюрьму. В назидание всем остальным представителям российской элиты.
Платежеспособный клиент
Несмотря на то, что французский суд освободил Сулеймана Керимова под залог в 5 млн евро до окончания расследования, он был вынужден сдать свой российский паспорт и обещал не покидать границы департамента, где ведется расследование. Кроме того, ему запрещается вступать в контакт с лицами из списка, который составила прокуратура (его участники неизвестны). Сулейман Керимов также обязан еженедельно отмечаться в местной полиции. Очевидно, что расследование будет длинным, а адвокаты Керимова будут защищать своего весьма платежеспособного клиента изо всех сил. Если, конечно, клиент сумеет сохранить эту платежеспособность. Дело в том, что Сулеймана Керимова принято считать человеком, который управляет деньгами и фондами, но не владеет ими. Тем не менее, это не помещало Керимову занять в 2017 году 21-е место в списке богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes, который оценил его состояние в $6,3 млрд.
Главный актив семьи Сулеймана Керимова - 82,44% акций «Полюса», компании сложной судьбы, поменявшей несколько раз владельцев и акционеров и даже корпоративную оболочку. Но одно обстоятельство в этой сложной истории вызывает особый интерес. Архитектором корпорации «Полюс» в ее нынешнем виде был Михаил Прохоров, который отошел от дел в 2011 году во время предвыборной кампании в Думу. В первый момент арест Сулеймана Керимова во Франции выглядел как простое повторение истории Михаила Прохорова, который, кто помнит, также был арестован 9 января 2007 года во французском горнолыжном курорте Куршевель.
Тогдашнее задержание Михаила Прохорова продлилось весьма недолго, но ему никто не запрещал покидать Францию. Олигарх вернулся в Москву, а затем объявил о намерении покинуть «Норильский никель» - стратегический актив, которым он владел и управлял на паях с Владимиром Потаниным. Спустя пару лет, когда выход состоялся, незаметно было закрыто и уголовное дело. Причинно-следственная связь в этой истории так и осталась не проясненной. Официальная версия состояла в том, что выход Прохорова из стратегического актива стал следствием ареста, неофициальная - что арест стал простым поводом, который был создан исключительно для упрощения упомянутого выхода.
Специальные ситуации
Интересно, накануне ареста Прохорова неприятный инцидент произошел и с самим Керимовым. 26 ноября 2006 года в той же самой Ницце он попал в аварию, управляя своей Ferrari Enzo, получив сильные ожоги. После этого пересечения бизнес-интересов у Керимова и Прохорова по времени участились: оба олигарха часто входили и выходили из проблемных и реструктурируемых активов. Косвенно это свидетельствует о том, что они, по всей видимости, управляли фондами, созданными для «специальных ситуаций», но выдаваемых за личные состояния. Именно этим обстоятельством, а не природной агрессией, объясняется факт участия обоих олигархов в сложных «комбинациях», которые могут иметь весьма рискованные завершения.
Еще одной очень проблемной (даже для такого инвестора как Керимов) стала история его судебных отношений с коллегой по партии (ЛДПР) и Госдуме Ашотом Егиазаряном. Речь идет о перестройке гостиницы «Москва» в пятизвездочный отель Four Seasons с торговым центром, офисами и апартаментами. Этот отель «перешел» во владение Керимова из «ослабленных рук» некогда всемогущего Ашота Егиазаряна, а затем оказался у белорусских бизнесменов Юрия и Алексея Хотиных, которые сами сейчас оказались в плачевной финансовой ситуации.
В 2014 году Лондонский международный арбитражный суд обязал Керимова выплатить Егиазаряну $250 млн, потраченные на строительство гостиницы, но денег, судя по всему, так и не увидел.
Конец сенатора
Независимо от того, как пойдет расследование, репутация Сулеймана Керимова разрушена - окончательно и бесповоротно. Однако произошло это существенно раньше, чем состоялся арест самого персонажа. О том, что против российского олигарха во Франции уже два года ведется расследование, знали все обитатели здешних мест. А в марте нынешнего 2017 года местная газета Nice Matin подробно описала визит французских силовиков с обыском на виллу Hier, предположительно принадлежащей Сулейману Керимову. Тогда же Nice Matin упомянула, что Керимов тайно владеет 90 тыс. кв. метров недвижимости, которая формально записана на швейцарского финансиста Александра Штудхальтера.
А в мае этого года издание Hollywood reporter опубликовало неожиданно подробную (для формата профессионального издания о мире кино) статью о Сулеймане Керимове и его дачах. В ней, со ссылкой на инсайдеров, рассказывалось о том, что расследование «делишек» олигарха началось еще в 2014 году. По данным издания, Керимов вообще случайно оказался в центре событий: изначально основным объектом внимания французских силовиков был совершенно другой человек - Стефан Чиаверини (Stephane Chiaverini).
«Нашими целями были Чиаверини, и его друзья, - признается в беседе журналистами американскому изданию детектив, близкий к расследованию. - И тут мы наткнулись на Керимова, которому этот самый Чиаверини покупал виллы. В ноябре 2014 года адвокат был арестован и даже провел некоторое время за решеткой. Судя по всему, там он рассказал французским оперативникам много чего интересного».
Стефан Чиаверини - типичный герой нашего времени, востребованный российским бизнес-сообществом. Специалист по оффшорным структурам, адвокат влиятельной корсиканской «семьи» (не называется), у которой «на связи» всегда есть некий важный судья в Монако. Так характеризуют его авторы статьи в Hollywood reporter.
Entreprises, sociétés et organisations de France sur un site: afrance.org
Упоминание о связях с монакским судьей особенно примечательно, с учетом того, какие чудеса в свое время позволяла себе юридическая система этой страны в отношениях с российскими гражданами. Местные финансисты с некоторой долей юмора оценивают подобные проказы, но всерьез рассчитывают на них. «Они привозят сюда свои денежки из России через Кипр, и двигают местный рынок вверх, так что можно и позволить им некоторое время побыть «немного бандитами», - рассказывает журналистам местный банкир, который оценил количество русских, проживающих в окрестностях Ниццы, в 20 тысяч человек.
Лондонские информаторы издания настроены куда более серьезно. В письме, полученном журналистом от банкира из Сити, представлены подробности связок между корсиканским адвокатом, управляющими его фондами. А в конце письма была приписка: «Уничтожьте после прочтения. Это не те люди, с которыми с которыми я хотел бы встретиться с наступлением темноты».
Надо ли уточнять, что встречаться в темноте лондонский банкир опасался с тем самым российским сенатором…
Спасти сукина сына
Реальность такова, что российской власти придется встать на защиту человека с очень сомнительной репутацией и реальными уголовными перспективами. Но отказ от поддержки Сулеймана Керимова будет означать уничтожение репутации уже самой российского власти. Ситуация, на самом деле, выстроена по аналогии с проблемой допинга. Все прекрасно понимают, что допинг был, но защищать спортсменов придется в любом случае. Просто потому, что они хоть и «сукины дети», но зато «свои сукины дети».
«Энергичная работа по отстаиванию интересов Сулеймана Керимова будет продолжена», — сказал представитель Кремля. Тем не менее некие тайные источники немедленно проинформировали СМИ, что в Ниццу Сулейман Керимов поехал без дипломатического паспорта. Случайно или нет, но это существенно снижает степень унижения Кремля, хотя и повышает риски для самого Сулеймана Керимова.