«Уральский завод гражданской авиации» оказался в эпицентре новых крупных финансовых проблем. Так, неустойка на сотни миллионов рублей была выставлена предприятию подконтрольной Минтрансу РФ лизинговой компанией по контракту на поставку 4 самолетов. Впрочем, как выяснилось в процессе, претензии касались не техники, а обязательств по актуализации иллюстрированного каталога запасных частей. Ссылки завода ни на форс-мажор, ни на возможность эксплуатировать воздушные суда не защитили предприятие от санкций, хотя суд и снизил неустойку. Параллельно с той же «Государственной транспортной лизинговой компанией» развернулись разбирательства по другой неустойке. Этот процесс, ко всему прочему, вскрыл претензии к контрактам казначейства, которое посчитало, что перегон самолетов из Чехии на УЗГА нельзя считать поддержкой отечественного производителя и импортозамещением, на которые и выделялись крупные суммы из федерации. Чтобы разрешить эти разногласия, в ситуацию пришлось вмешиваться даже зампреду Правительства РФ Юрию Борисову. Впрочем, даже после «согласования» контрактов УЗГА все равно получил претензии от госкорпорации. Сейчас завод пытается оспорить неустойку, одновременно разбираясь с таможней, у которой уже возникали претензии к ввозимым на территорию РФ «частям для техники». Фискалы же требуют от авиастроителей обеспечения на десятки миллионов.
Арбитражный суд Москвы вынес решение по иску АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК, подконтрольна Министерству транспорта РФ) к АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, Екатеринбург) о взыскании 205,5 млн рублей.
Как следует из документов, требования были выставлены по контракту на поставку 4 самолетов L 410 UVP-E20. Впрочем, претензии касались не самой техники, а дополнительного соглашения, по которому УЗГА взял на себя обязательства актуализировать иллюстрированный каталог запасных частей для поставляемых воздушных судов.
В связи с просрочкой по этим обязательствам заводу из Екатеринбурга и предъявили неустойку. Не сработали в суде ни ссылки предприятия на форс-мажор, ни уверения, что отсутствие каталога не препятствовало эксплуатации самолетов.
«<…> УЗГА имел возможность исполнить обязательства по актуализации иллюстрированного каталога запасных частей для поставляемых по контракту воздушных судов задолго до распространения коронавирусной инфекции. Доводы ответчика о том, что отсутствие иллюстрированного каталога запасных частей не является препятствием для эксплуатации воздушного судна, не являются основанием для освобождения ответчика от предусмотренной контрактом ответственности <…>», – заключил арбитраж.
Между тем суд не согласился с расчетами госкорпорации по неустойке. Кроме того, он подчеркнул явную ее несоразмерность последствиям нарушения обязательства, решив в итоге взыскать с УЗГА 9,5 млн вместо запрошенных сотен миллионов.
Отметим, что решение арбитража на текущий момент в законную силу не вступило, данные об апелляции в картотеке отсутствуют.
На этом конфликты ГТЛК и УЗГА не заканчиваются. Ранее госактив подал заявление о взыскании с завода неустойки в размере более 6,5 млн рублей по контракту на поставку 5 самолетов L 410 UVP-E20. Как указывается в разбирательствах, 3 самолета должны были поставить до 31 октября 2020 года, а еще 2 – до 31 октября 2021. Впрочем, как отметила ГТЛК в заявлении, УЗГА поставил 2 самолета только в конце декабря 2020.
Согласно контракту, финансирование закупки осуществлялось за счет средств федерального бюджета, выделенных в соответствии с постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидии <…> ПАО «Государственная лизинговая компания» на осуществление капвложений в приобретение воздушных судов отечественного производства». В рамках договоренностей поставщику предоставлялся аванс в форме казначейского обеспечения обязательств в размере 1,2 млрд.
Как указывали в процессе, УЗГА между тем длительное время не имел возможности использовать эти денежные средства. Как выяснилось, проблема была связана с вопросами обоснованности целевых трат.
«В письме <…> в адрес Минтранса России АО «ГТЛК» указало, что «в ходе выездной внеплановой проверки ГТЛК <…> Казначейством России при анализе аналогичных сделок с УГЗА выявлено, что воздушные судна фактически произведены чешской компанией Aircraft Industries (местонахождение – Чешская Республика), а впоследствии осуществлен перегон (перелет) в УЗГА в готовом собранном виде в состоянии летной годности с целью дальнейшей доработки и перепродажи», – следует из документов.
И далее: «на основании данных фактов проверяющим органом сделан вывод о несоответствии действий ГТЛК <…> постановлениям правительства <…>, а именно о нарушении условий предоставления бюджетных инвестиций в части несоблюдения обязательства <…> по приобретению указанных воздушных судов непосредственно у производителя. Кроме того, отмечено, что приобретение самолетов импортного производства не отвечает целям выделения бюджетных средств на поддержку отечественного производителя и импортозамещение».
Разрешить эту часть конфликта удалось только после вмешательства в ситуацию правительства РФ. Как отмечается в разбирательствах, у заместителя председателя Кабмина Юрия Борисова прошло совещание, на котором «решено согласиться с обоснованиями АО «УЗГА» по порядку исполнения контрактов».
«ГТЛК рекомендовано продолжить исполнение контракта, заключенного с АО «УЗГА на поставку самолетов <…>, на условиях, соответствующих целям предоставления субсидии. <…> При таких обстоятельствах с учетом вышеизложенной проверки информации о фактическом производстве воздушных судов иностранной компанией действия покупателя являлись правомерными», – было отмечено в суде, который, впрочем, удовлетворил заявление о взыскании миллионов с УЗГА.
Примечательно, что эти разбирательства перекликаются с другими резонансными конфликтами УЗГА. Так, ранее «Правда УрФО» подробно сообщала о разногласиях предприятия с таможней.
В частности, УТУ пыталось доначислить заводу крупные платежи из-за частей американского вертолета Bell, которые таможенники требовали декларировать как готовый вертолет. Похожая ситуация была с израильскими беспилотниками «Форпост», которые по лицензии собирают в Екатеринбурге.
Не утихают суды с таможней и сейчас. В частности, представители федеральной службы потребовали в рамках спора с УЗГА предоставить обеспечение задолженности по таможенным платежам в 81,4 млн рублей.
Ранее, как сообщала «Правда УрФО», завод подал заявление об оспаривании решения о внесении изменений в таможенные декларации (ТД) предприятия на ввоз из-за рубежа комплектующих для авиатехники. Авиастроителям даже удалось добиться принятия обеспечительных мер, ссылаясь на исполнение гособоронзаказа, работу по которому предприятие стареется широко не афишировать.
Отметим, что основным владельцем УЗГА называют АО «Группа компаний «Динамика», которое связывают с бенефициаром НК «Банка» Виктором Григорьевым. Последнего, как и предприятие из Екатеринбурга, участники рынка называют, с большой вероятностью, близким к ГК «Ростех».