«Каменск-Уральский металлургический завод» с февраля 2020 года игнорирует требования об оплате поставленного на предприятие алюминия, из которого с 2018 года производят готовую продукцию и продают своим потребителям. Завод, задолжавший крупному казахстанскому холдингу, просил реструктуризации долга, но так и не предложил условия, которые устроили бы обе стороны конфликта. Все это происходит на фоне многомиллиардных убытков КУМЗа и неработающего после пожара стана горячей прокатки. На его восстановление необходимы сотни миллионов рубелей и полгода работ, к которым за три месяца так и не приступили. Сотрудники завода рассказывают, что проблемы возникли не только с оплатой сырья, но и в целом с исправностью оборудования. Даже новый прокатный комплекс стоимостью более 40 млрд рублей в настоящее время, вероятно, работает с нареканиями. Несколько лет назад в цехе со станом холодной прокатки (первая очередь проекта) произошел пожар, который уничтожил оборудование, отработавшее всего один месяц. Объект восстановили, но проблемы с браком и ложным срабатыванием, по всей видимости, так и не устранили.
ООО «ЕРГ Сейлз», входящее в состав международной добывающей компании Eurasian Resources Group, ранее более известной как Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC, Казахстан), в судах двух инстанций вынуждена была добиваться выплаты долгов за поставленный алюминий с ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (КУМЗ, находится в управлении УК «Алюминиевые продукты», принадлежащей семье Скорняковых и группе «Ренова» Виктора Вексельберга).
Поставщик требовал $3,5 млн (около 260 млн рублей), которые завод из Свердловской области не заплатил за металл, отгруженный в 2018-2019 годах.
Как выяснило издание, последний платеж за алюминий был сделан в феврале 2020 года. После этого КУМЗ стал игнорировать требования о выплате долга в 3 млн рублей, который не оспаривают юристы предприятия. Еще $500 тыс. ЕРГ требовал в качестве неустойки. Суды двух инстанций сочли требования обоснованными, но сократили размер неустойки до $125 тыс. Теперь металлургическому заводу придется заплатить бывшему контрагенту 228 млн рублей при действующем курсе доллара.
Напомним, в настоящее время КУМЗ испытывает серьезные финансовые проблемы. По итогам работы за 9 месяцев 2020 года предприятие получило чистый убыток в 6,9 млрд рублей (годом ранее чистая прибыль достигала 2 млрд рублей). Часть потерь специалисты предприятия объясняли как раз курсовыми ризницами и необходимостью платить проценты по кредитам в валюте.
Помимо основных финансовых проблем и исполнительных листов на основании решений судов, КУМЗ в оперативном режиме вынужден изыскивать средства на восстановление работоспособности основного производственного оборудования. Как сообщала «Правда УрФО», в сентябре в ходе пожара в прокатном цехе №2 сгорел стан горячей прокатки. В комментариях представители завода сообщали, что речь идет о старом оборудовании, выпущенном в 1944 году. Однако, по информации осведомленного источника из числа специалистов завода, в 2008 году была проведена реконструкция стана «Кварто» стоимостью около 25 млн долларов.
«Этот стан на заводе называют «кормильцем». Сгорел он основательно. На его восстановление, по оценке специалистов, потребуется не менее 5 млн долларов США и полгода напряженной работы, к которой пока не приступали», – делится собственным суждением сотрудник ИТР.
В настоящее время есть проблемы и с получившим статус приоритетного для Свердловской области проекта «Прокатный комплекс», в строительство которого, по информации КУМЗа, было вложено около 45 млрд рублей.
Еще в 2017 году Виктор Вексельберг направлял письмо Владимиру Путину (копия имеется в распоряжении «Правды УрФО»), где уверял, что проект «Каменск-Уральского металлургического завода», входящего в группу компаний «Ренова», будет реализован в текущем году. Кроме того, конечный бенефициар актива заверял президента, что с 2017 по 2025 год в развитие и модернизацию предприятия будет вложено еще 25 млрд рублей.
Вместе с тем бизнесмен заявил, что завод неоднократно «обращался в Правительство РФ с просьбой предоставить государственную поддержку проекту «Прокатный комплекс» в форме субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, однако на все обращения были получены отказы». В связи с этим бизнесмен просил президента РФ дать поручение правительству рассмотреть вопрос возмещения затрат компании.
Кроме того, в нарушение антимонопольного законодательства Вексельберг пытался загрузить недостроенный комплекс заказами. В письме он просит «обеспечить заключение долгосрочных контрактов с предприятиями «Объединенной авиастроительной корпорации» и другими предприятиями ОПК на поставку производимых на новом прокатном комплексе КУМЗа широких листов и плит из алюминиевых сплавов».
Хоть письмо и было переадресовано Дмитрию Медведеву с припиской «рассмотреть варианты поддержки», о постоянном партнерстве с государственными заказчиками КУМЗу, вероятно, договориться не удалось.
Если в 2019 году, когда комплекс все же был пущен в эксплуатацию, завод получил несколько заказов от концерна «Сухой» (который и раньше приобретал алюминиевые изделия на предприятии) более чем на 100 млн рублей, а также контракты от КБ «Туполев» и ФГУП «ВНИИ Автоматики им. Н. Л. Духова», то в 2020 году с заводом было подписано лишь 9 госконтрактов в общей сложности на 25 млн рублей. Два самых крупных договора (на 24 млн рублей) было заключено с АО «Ракетно-космический центр «Прогресс».
Источник «Правды УрФО», знакомый с текущим положением дел на предприятии, напомнил: в ходе множества презентаций этого проекта менеджмент КУМЗа заверял, что с запуском увеличат объем производства авиационных плит и листов до 166 тыс. тонн.
«Обещали, что портфель заказов вырастет в 3,5 раза. Но по факту на проектную мощность предприятие так и не вышло. Насколько могу судить, комплекс имеет массу проблем: станы не загружены металлом и простаивают, оборудование работает с перебоями, нет дорогостоящих комплектующих», – рассуждает собеседник издания.
Специалисты также напоминают и про «вопиющий случай, который произошел с первой очередью «Прокатного комплекса». Хотя официально эти сведения в сводках не проходили, но некоторая информация в СМИ все же просачивалась.
«Цех холодной прокатки запустили только в июне 2015-го. Но 11 июля 2015 года новый стан сгорел. На восстановление ушло больше года и около 10 млн евро, – высказывает суждение другой источник издания на КУМЗе. – После проведения пуско-наладочных работ под руководством шеф-монтажников фирмы DANIELI в июле 2016 года стан был принят в эксплуатацию, несмотря на целый ряд существенных недоработок и нарушений в технологии, конструкции агрегатов и узлов, программном обеспечении. Многие до настоящего времени не устранены. Много брака, поломки оборудования, сбои программ, сработки пожарной автоматики».
«Правда УрФО» направила на предприятие официальный запрос с просьбой прокомментировать описанные в статье события, однако пресс-служба КУМЗа в оперативном режиме не предоставила ответов на вопросы, заявив, что работает над информацией.