Уголовное дело депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина и его приятеля Александра Гношева, обвиняемых в незаконной охоте на лося, должен рассмотреть один из райсудов Саратовской области. Фигуранты ходатайствовали перед следствием о том, чтобы разбирательство было проведено по упрощенной форме с назначением судебных штрафов, однако в Следственном комитете России (СКР), по данным защиты, с этим не согласились.
После того, как Госдума большинством голосов дала генпрокурору Игорю Краснову согласие на направление дела депутата Рашкина в суд, надзорное ведомство должно решить, где именно будет проходить судебное следствие. По словам адвоката Константина Лазарева, скорее всего его передадут в районный суд по месту совершения предполагаемого преступления. С учетом же того, что охота велась в Лысогорском районе Саратовской области, где есть только мировой суд, дело могут рассмотреть в Калининском райсуде, к которому территориально отнесены и Лысые Горы.
При этом адвокат обратил внимание «Ъ» на то, что, учитывая статус Валерия Рашкина, дело мог бы рассмотреть и суд Саратовской области. Но для этого подследственному надо было направить в прокуратуру соответствующее обращение, чего Валерий Рашкин по какой-то причине не сделал. Депутат обратился к следователю ГСУ СКР с письменным ходатайством о прекращении своего дела в суде с назначением судебного штрафа.
Мотивировано это было тем, что господин Рашкин впервые привлекается к уголовной ответственности, ему инкриминируется преступление небольшой тяжести, свою вину он признал, а ущерб охотхозяйству полностью погасил.
В случае удовлетворения ходатайства дело рассмотрели бы по месту проведения предварительного следствия, то есть в Москве, за одно-два заседания. Господин Рашкин заплатил бы штраф следствию и избежал бы судимости за уголовное преступление, которая может поставить крест на его депутатской карьере. В ГСУ СКР инициативу защиты не поддержали, однако она снова поднимет этот вопрос, когда дело поступит в суд.
При этом Константин Лазарев пояснил «Ъ», что его подзащитный принял участие в охоте, так как считал ее законной, а когда узнал об обратном, принял необходимые меры для минимизации причиненного ущерба. В частности, им был приобретен корм для других лосей. Он пытался купить и лося, чтобы заменить им застреленное животное, но получил отказ в охотхозяйстве.
«Мы уже подготовили доказательную базу, свидетельствующую о незначительности совершенного Валерием Федоровичем (Рашкиным.— “Ъ”) проступка,— пояснил “Ъ” защитник Лазарев.— У нас есть данные о том, что лосей в Саратовской области вполне достаточно и отстрел одного зверя не мог причинить существенного ущерба». Также, считает защитник, в охотхозяйствах области не были выбраны лимиты на отстрел лосей. Зато все происшедшее так повлияло на депутата-коммуниста, что он, по словам Константина Лазарева, сдал свое ружье «на реализацию», отказавшись в будущем от охоты.
Как сообщал «Ъ», Валерий Рашкин вместе с Александром Гношевым был задержан полицейскими в охотхозяйстве Саратовской области. При проверке багажника их автомобиля Lada Largus полицейские обнаружили фрагменты разделанной туши лося, топор и два ножа со следами крови. А поскольку от депутата пахло спиртным, правоохранители предложили тому пройти освидетельствование на наличие в крови алкоголя. Депутат отказался от этой процедуры, в связи с чем мировой судья лишила его права управления автомобилем на полтора года с наложением штрафа в 30 тыс. руб. В свою очередь, Госдума в конце ноября 2021 года дала генпрокурору Краснову согласие на привлечение Валерия Рашкина к уголовной ответственности по п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ («незаконная охота с причинением крупного ущерба»), расследованием дела занялось ГСУ СКР.