Как выяснилось, антимонопольщики хотят дать «новую тарифную скидку» для вагоностроителей инновационных вагонов - для компании «Алтайвагон». Дело в том, УВЗ пока является единственным получателем скидки! И новый владелец УВЗ очень боится прецедента. Ведь после предоставления скидки «Алтайвагону» преференции могут дать выданы всем участником рынка, а УВЗ потеряет свое «монопольное» право на скидку.
Но против решения предоставления скидки «Алтайвагону» выступает, конечно, руководство «Уралвагонзавода», которое подчиняется господину Чемезову. Ожидаемо поддерживает структуру «Ростеха» Минпромторг, глава которого Денис Мантуров считается «креатурой» Чемезова. Отметим, что ФАС с 2015 года говорит о «дискриминационном характере» скидок. Но отобрать их у «УВЗ» не может. Зато может предоставить все остальным участникам рынка, что позволит сделать вагоностроительный сектор более конкурентоспособным.
Напомним, что после того как предыдущий руководитель Олег Сиенко довел в январе этого года чистый долг «Уралвагонзавода» до 276 млрд рублей, стало ясно, что его снимут. Cпасать УВЗ было поручено «Ростеху». Но похоже «спасение» УВЗ может обернуться катастрофой для все рынка вагоностроения.
Поддержка из Минпромторга
Почему желание «Ростеха» получать исключительную скидку для УВЗ было поддержано Минпромторгом? Отношения Мантурова и Чемезова сложились еще во времена «национализации рыбинского НПО «Сатурн». Дальше эти отношения только укреплялись, обрастая семейными интересами. Например, Станислав Чемезов (сын Сергея Чемезова) «стал владельцем 50% компании «Финансовые системы», на балансе которой числится геленджикский пансионат «Приморье». Сам пансионат аффилирован с госпожой Мантуровой.
Отпрыску главы «Ростеха» принадлежит компания «Финансовые инвестиции», которая в конце прошлого года и заполучила 50-процентный контроль над «Финансовыми системами»».
Кстати, есть информация, согласно которой Мантуров помог Чемезову пролоббировать на пост руководителя госкорпорации «Вертолеты России» скандального экс-министра Анатолия Сердюкова.
УВЗ ждет судьба «АвтоВАЗа»
Но хорошо ли справится господин Чемезов со своей работой? Напомним, что один из некогда ключевых заводов РФ – «АвтоВАЗ» под чутким руководством Чемезова на грани банкротства – убыток 73,8 млрд рублей. Завод привлек 26 млрд рублей кредитов! Кроме постоянных кредитов руководство «АвтоВАЗа» занимается тем, что регулярно сокращает рабочих. Какая вообще выгода от того, что «Ростех» является одним из крупнейших акционеров «АвтоВАЗа»? Выгода была, только имя ей - Екатерина Игнатова. Это супруга Чемезова. Женщина не имеет работы с далекого 2009 года, но доходы ее постоянно растут.
У «миссис Чемезовой» есть компания «Кате», которая, еще не построив свое предприятие, заключила с «АвтоВАЗом» контракт на «постановку разработанной ею коробки передач в производство». Сумма контракта составила 300 млн рублей! Игнатова с супругом заработала с 2009 по 2015 год 4,25 млрд руб. – в среднем чуть более 607 млн рублей в год. Неплохо? Вот она где, выгода-то прячется! Кстати, помните, мы выше упоминали Станислава Чемезова? Он является членом совета директоров близкой к Игнатовой «АвтоВАЗэнерго»! Просто все повязаны. У всех растет доход.
«Семейный подряд»
И это еще не конец «семейного предприятия». Дочь Игнатовой обладает большим бизнес-талантом, она «запустила» компанию под названием ООО «Клиника Росмед», которое находится в «Центравиамед», принадлежащим «Ростеху». Гендиректором «Росмеда» стала Татьяна Шахова – ее «Ростех» в 2014 году выдвинул в совет директоров своей «дочки» - «РТ-медицина».
Более того, Станислав Чемезов - совладелец «Интербизнесгрупп», которая «через свое дочернее предприятие «Стандарт-реал», владеет долей в Независимой страховой группе (НСГ)». И кто, вы думаете, является основным клиентом компании? Конечно, «Ростех», который помог НСГ заработать с 2008 по 2012 годы 3 млрд рублей! В прошлом году стало известно, что талантливейшая жена Сергея Чемезова занимается еще и промышленной архитектурой! Помогает компании Игнатовой «Кате» это делать комитет архитектуры и строительства администрации Калининграда, который «уже в восьмой раз продлил ООО «Кате-девелопмент» («дочка» «Кате») разрешение на строительство завода по выпуску трансмиссий»! Кому как не «АвтоВАЗу» будут «впаривать» эти трансмиссии?
Чемезов международного масштаба
Есть что-нибудь святое у Сергея Викторовича? Например, понятие «честь родины»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить 2015 год. Тогда выяснилось, что деньги, предназначенные для строительства завода по производству автоматов «Калашникова» в Венесуэле, «осели в частных карманах». Тогда правоохранительные органы «предъявили официальное обвинение в мошенничестве в особо крупном размере бывшему члену Совета федерации от Белгородской области Сергею Попельнюхову». Сенатор в этом году получил семь лет тюрьмы. Но денег этих найти не смогли.
Напомним, что «договор о военно-техническом сотрудничестве с Россией Венесуэла подписала в 2001 году. В 2005 году страны подписали соглашение о поставке венесуэльским вооруженным силам 100 тыс. автоматов Калашникова последней модификации АК-103 на сумму 54 млн долларов». РФ отправила в Венесуэлу 2 тыс. учебных пособий и запчасти к оружию. В мае 2006 года президент Венесуэлы Уго Чавес заявил: «Русские построят завод по производству «калашниковых» и фабрику, где будут производиться боеприпасы. Поэтому мы сможем защитить каждую улицу, каждый холм, каждый угол». Завода до сих пор нет.
Еще в 2014 году вице-премьер Дмитрий Рогозин был вынужден констатировать, что «при постройке заводов произошли сбои». Но разве мог один сенатор провернуть сделку, и где же все-таки деньги? А тут стоит биографию господина Чемезова, который ноября 2000 года по апрель 2004 года работал первым заместителем генерального директора, в 2004—2007 годах — гендиректором ФГУП «Рособоронэкспорт». Именно в период подписания контракта с Венесуэлой и получения денег!
Также отметим главного соратника Чемезова - заместителя генерального директора «Ростеха» Игоря Завьялова, которого неоднократно обвиняли в коррупции. Но самое интересное, что жена Завьялова Лидия была главным бухгалтером «Рособоронэкспорта»! Так что, скорее всего, следователям стоит разработать это направление. Возвращаясь к УВЗ. Стоило ли отдавать «Уралвагонзавод» менеджерам Сергея Чемезова, учитывая печальный опыт «АвтоВАЗа» - вопрос спорный. Но ответы на него поступают уже сейчас, когда «Ростех» пытается «сохранить на плаву» вагоностроение за счет дискриминации других игроков на рынке. Самое смешное, если компания «Кате» начнет производить комплектующие для вагонов. Это вполне вероятно…