Активы одного из лидеров рынка негосударственных пенсионных фондов – «Будущее» - были инвестированы в акции «Росгосстраха», которым владел и управлял банк «Открытие» Вадима Беляева, ныне санируемый. Теперь та же процедура может накрыть и сам фонд НПФ «Будущее» Бориса Минца. Негосударственный пенсионный фонд «Будущее» оказался акционером «Росгосстраха» в результате стратегической комбинации, реализованной совместными усилиями владельца «Будущего» Бориса Минца и команды Вадима Беляева, управлявшей «Открытием». Акции лидера страховой отрасли приобретались через банк, вместе с ними был закуплен и пакет акций самого «Открытия». В результате всей операции Борис Минц, контролирующий НПФ «Будущее», стал владельцем пакетов акций страховщика и банка, а банк «Открытие» получил буквально «ключ от квартиры, где хранятся деньги» будущих пенсионеров. Пенсионеры, как выяснилось, не получили ничего, оказавшись заложниками серии финансовых комбинаций.
Списать до нуля
К моменту покупки акций «Росгосстрах» представлял собой довольно унылый бизнес. Лидер страхового рынка был, по сути, превращен в финансовую компанию, которая зарабатывала прибыль не столько от сбора премий (классический страховой бизнес), сколько от реинвестирования «бесплатных» свободных средств на фондовом рынке (модель управляющей компании).
Эта схема рухнула в 2014 году под напором геополитических потрясений, накрывших нефтяной и российский фондовой рынки. С учетом того, что такие потрясения (по разным причинам) явление в России вполне регулярное, то делать ставку на фондовый рынок при работе средствами страховых компаний выглядело не столько неосмотрительным шагом, сколько вполне просчитанной стратегией. Расчет оказался верным: средства пенсионеров были инвестированы на поддержку тонущего страхового «бегемота», а компания пополнила линейку активов «Открытия», напоминающую своим качеством настоящую финансовую свалку. Тем не менее, все они стали частью регулируемого бизнеса, и уже скоро образовавшиеся дыры поразили Центральный банк, который «как будто» не заметил эволюцию этой самой свалки сбитых финансовых летчиков.
Теперь новой команде, зашедшей в «Открытие», придется разбирать эти завалы и, похоже, повторить подвиг Геракла по очистке Авгиевых конюшен. Костяк команды спасателей состоит из представителей Банка ВТБ, который фактически курировал создание и деятельность «Открытия». После того как команда приступила к работе, ВТБ принял решение до нуля списать стоимость своего пакета акций в холдинговой компании «Открытие». Масштаб потерь руководство ВТБ оценивает сейчас в 7 млрд рублей. Глава ВТБ Андрей Костин
объяснил это списание и убытки потерей компанией своего основного актива.
Цыплят по осени считают
Таким образом если инсайдеры, которые должны были понимать, что в реальности происходит в «Открытии», признаются в убытках огромного масштаба, то пенсионерам господина Минца можно только посочувствовать. Фонду пенсионеров «Будущее» принадлежит 4,09% акций ФК «Открытие», и стоимость этого пакета, по всей видимости, также придется списывать. Доля в капитале страховой компании «Росгосстрах» не раскрывается, и судьба ее пока непонятна.
В свою очередь общий размер потерь «Будущего» Бориса Минца оценить пока невозможно. Установлена и обнародована лишь одна цифра: по данным финансовой отчетности, чистый убыток НПФ «Будущее» составил 2,7 млрд руб. Там же определен источник этого убытка - вложения в бумаги ФК «Открытие» и «Росгосстраха».
Однако участники финансового рынка уверены - это только начало, и время для подсчета настоящих убытков еще не наступило.
Ситуацию осложняет тот факт, что за несколько дней до ввода временной администрации банк «Траст», санацией которого занималось «Открытие», и который в этот момент фактически являлся подразделением общего холдинга, выкупил акции «Открытия» сразу у нескольких негосударственных пенсионных фондов - акционеров холдинговой структуры. Это были «НПФ РГС», «НПФ электроэнергетики» и НПФ «ЛУКОЙЛ-гарант». Выкуп акций за деньги накануне отзыва лицензии носил очевидный инсайдерский характер. Тем более интересно, почему в этом списке не оказалось НПФ «Открытие». Теперь этот вопросом займется суд, куда обратился Борис Минц, который посчитал себя обманутым миноритарием.
Потусторонние обстоятельства
Дело в том, что в результате сделки «Траст» стал владельцем контрольного пакета «Открытия». В свою очередь это означает, что новый владелец должен был по закону предъявить оферту на выкуп миноритарной доли НПФ «Будущее» в «Открытии». Но по каким- то причинам такого предложения не последовало: у команды Вадима Беляева по всей видимости нашлись какие-то серьезные основания не делать этого. Настолько серьезные, что они перевесили риски судебного преследования. Самое очевидное объяснение такого нелогичного поступка банкира – наличие каких-то отдельных понятийных договоренностей между бывшими партнерами и определенных «потусторонних» финансовых обязательств. Но в кризисной ситуации все начали действовать, что называется, по обстоятельствам. В результате чего обстоятельства сложились для участников всей схемы по-разному.
Самому Вадиму Беляеву каким-то странным и подозрительным образом из этой «Панамы» удалось выплыть. По крайней мере раскрытые недавно условия реструктуризации еврооблигаций «Открытия» говорят об очень комфортных условиях для него. Но все детали самого громкого финансового скандала нашего времени не должны скрывать главного. Кредиторами последней инстанции всей серии странных сделок, а, следовательно, и главными их жертвами станут клиенты НПФ «Будущее». То есть будущие пенсионеры, в числе которых и мы с вами.