О том, что менеджеры лопнувшего в сентябре Военно-промышленного банка препятствовали временным управляющим, жаловалась руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина
. ЦБ не смог, например, получить оригиналы всех кредитных договоров ВПБ и полную электронную базу данных об операциях. Если учесть, что временная администрация установила факт незаконного списания около 6,3 млрд рублей со счетов вкладчиков, это не кажется удивительным.
Как сообщает РБК, регулятор направил запросы в Генпрокуратуру, МВД и Следственный комитет. Сейчас временная администрация вместе с Агентством по страхованию вкладов (АСВ) восстанавливают данные о счетах клиентов Военно-промышленного банка, чтобы внести их в реестр обязательств.
Отрицательный капитал банка оценивают в 27,3 млрд рублей (обязательства перед кредиторами — 38 млрд рублей, активы — в 10,7 млрд рублей). В сентябре Банк России считал, что дыра в капитале Военно-промышленного банка не превышает 6,7 млрд рублей. ВПБ по итогам первого полугодия 2016 года занимал 98-е место по размеру активов среди российских банков в ренкинге «Интерфакс-100». На 1 августа объем средств физических лиц на балансе составлял 30 млрд рублей.
В конце августа ЦБ предписал досоздать резервы на 6 млрд рублей, из-за чего банк был вынужден сформировать 50-процентный резерв почти по половине кредитного портфеля. 7 сентября ВПБ приостановил выдачу вкладов, 9 сентября Центробанк отключил его от своей системы электронных платежей. 16 сентября Центробанк ввел в ВПБ временную администрацию, спустя десять дней отозвал лицензию, а затем направил в суд заявление о признании банка банкротом.
ВПБ зарегистрирован в Москве в сентябре 1994 года. Ключевую роль в проекте сыграл Иван Величутин — полковник КГБ и член совета директоров банка. Он же является президентом некоммерческого партнерства «Объединение выпускников и преподавателей Клуба 4Ф».
Как вспоминал Величугин, единый банк для оборонки стал инициативой сотрудника Совета Безопасности того времени Михаила Малея (умер в 1996 году). Малей курировал вопросы научно-технического сотрудничества, и предполагалось, что банк будет обслуживать 52 ведущих предприятий ВПК. Иван Величугин пропагандировал профессионализм своей команды, в которую вошли криптограф и по совместительству полковник ГРУ Юрий Никольский, а также банкир Борис Стельмаков.
ВПБ сейчас имеет дифференцированную структуру собственников, основным владельцем участники рынка считаю главу Ростуризма Олега Сафонова. Еще во второй половине 2014 года он входил в число официальных бенефициаров банка с долей в 21,58%. 15 января 2015 года Сафонов был утвержден в должности руководителя Ростуризма, что повлекло за собой смену формальной схемы собственности.
Другими акционерами ВПБ были Александр Качур (ему принадлежали 18,8% акций банка), Василий Носаль (20,6%) и Мкртич Пичикян (6,6%), а также компании «Камелот» (7,3%) и «Родос» (7,1%). Полный тезка Александра Качура известен, как основатель фонда "Содействие социальной защите профессиональных групп повышенного риска", являвшийся неофициальной кассой милицейскоих спецподразделений, созданной при Владимире Рушайло.
Совет директоров банка возглавляет Юрий Колток, выпускник факультета аэромеханики и летательной техники МФТИ. Он — большой друг людей из окружения презиждента Чувашии Михаила Игнатьева, особенно зампреда Кабинета министров Чувашской республики Владимира Аврелькина. Вместе с ним и директором группы компаний «Экоклинкер» Александром Красновым на фоне крушения банка и вывода из него денег Колток открывал завод по производству железобетонных изделий в ООО «Чебоксарский домостроительный комбинат». С руководителями Чувашии Колток, насколько можно судить, познакомился через бывшего председателя арбитражного суда республики Александра Шегурова. Тот, став пенсионером, увлекся бизнесом. В интервью Колток часто к месту и не к месту любит упоминать, что «изучал динамику захода самолета на посадку на авианосец».
В число аффилированных лиц ВПБ входит советский и российский футбольный тренер, обладатель всевозможных титулов и наград Анатолий Бышовец.
Член совета директоров банка Олег Землянушин известен тем, что вместе с Сергеем Черномырдиным (родственником Виктора Черномырдина) является совладельцем посреднического ООО «Син». Сергей Черномырдин фигурировал в скандалах вокруг ДТП со смертельным исходом. Также в совет директоров входят основатель множества полуфиктивных структур Евгений Киреев и Эльдар Самерханов, связанный со строительством Подмосковье жилого комплекса «Высокие Жаворонки». Вице-президент ВПБ Кочурин — фигурант судебного дела о невозврате долга компании «Дон-Строй Инвест» - сам банкир уверял, что его подпись и печать подделаны.
Другие члены правления — Артур Минасян и бывший член правления "Ухтабанка" Сергей Новоселоьцев. Заместитель председателя ВПБ Галина Макарова известна рядом эпатажных PR-акций, а также публикацией в социальных сетях собственных не очень привлекательных фотографий. Зампред ВПБ Алексей Никитин ранее работал в банках «Гранит», «Интегро», «Новопокровский», «Северо-Восточный Альянс» и Транскредитбанке.
Военно-Промышленный Банк также фигурировал в расследовании дела, связанного с обналичиванием и выводом из страны денег подельниками Сергея Магина. Банк главы Ростуризма Олега Сафонова размещал счета фирм-однодневок, через которые группировка совершала конвертационные операции.