В Россию хлынули нефтедоллары

Источник
Подорожавшее сырье позволило РФ в январе-ноябре заработать на треть больше, чем за аналогичный период 2016 года.
Рост цен на нефть и газ увеличил приток в Россию валютной выручки от экспорта сырья и вернул экономику на прежние рельсы потребления за счет углеводородной ренты.

За январь-ноябрь 2017 года приток доходов от продажи за рубеж нефти вырос 29%, сообщила в пятницу Федеральная таможенная служба: за 11 месяцев в страну поступило 85,68 млрд долларов.

Физический объем поставок практически не изменился (235 млн тонн против 232), но каждый баррель продавался заметно дороже: средняя цена реализации российской urals составила 52,17 доллара за бочку против 41,02 доллара год назад.

На 21,3% больше удалось заработать на экспорте газа, несмотря на то, что после продолжавшегося более четырех лет спора "Газпром" согласился радикально пересмотреть политику ценообразования для европейских покупателей, отказываясь от привязки цен к нефтяным котировкам и предоставляя скидки клиентам на фоне угрозы конкуренции с американским СПГ.

За январь-ноябрь газовый экспорт принес в страну 33,83 млрд долларов - почти на 6 млрд больше, чем год назад. Физический объем поставок увеличился на 6,1% - до 188,8 млрд кубометров, из которых 158,3 млрд ушло в страны дальнего зарубежья, прежде всего Евросоюз.

Доля несырьевого экспорта вновь упала: если в 2016 году продажа нефти, газа, нефтепродуктов и металлов давала экономике 72,3% валютных доходов, то в к декабрю 2017-го уже 74,6%.

На фоне притока газо- и нефтедолларов существенно выросли объемы импорта. Закупки за рубежом транспорта и электрооборудования подскочили на 36,3%, грузовых автомобилей - на 60%, химической продукции - на 19,2%.

Вопреки декларациям об импортозамещении на 11,4% больше было ввезено продовольствия: закупки масла выросли на 33,1%, рыбы - на 17,2%, сыров и творога - на 12,4%. Импорт одежды подскочил на 25,2%, обуви - на 16,2%.

Именно рост цен на нефть и приток в страну валюты вывели экономику из самой продолжительной с 1990х годов рецессии - фактически страна возвращается к прежней модели потребления за счет нефтегазовой ренты, говорит завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин: сырье меняется на технологии, оборудование и ширпотреб, а на пути развития вырастает стена из дорогих кредитов, тяжелых налогов и избыточного регулятивного пресса.

Беда, впрочем, в том, что наслаждаться потреблением за счет нефтедолларов могут все меньше и меньше людей, указывает главный экономист ВЭБа Андрей Клепач: по уровню неравенства Россия вышла на показатели Латинской Америки.

"10% нашего общества получают где-то 47% доходов. Это в два с лишним раза больше, чем в 80-е годы при СССР, и уже выше, чем в США и Европе", - говорит он. Реальные доходы населения в среднем по стране упали на 1,3% за январь-ноябрь, а рост зарплат был нивелирован сокращением числа занятых, говорит директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

При таких вводных выйти хотя бы на 2% роста, которые прогнозирует МЭР, нереально, считает главный экономист Matrix Capital Евгений Гавриленков.

"Вряд ли можно ожидать какого-либо ускорения и, скорее всего, судя по той динамике, которую мы видим, будет явное торможение, экономический рост составит меньше одного процента", - предупреждает он.
Персоны Компании
Подходы к Nord Stream-2 обойдутся в полтриллиона рублей
«Газпром» впервые раскрыл инвестиции в расширение ЕСГ для проекта.
Компания «Газпром бурение» назвала своих владельцев
Главный буровой подрядчик «Газпрома» ушел из офшоров. С 29 декабря компанией напрямую владеют три физических лица: Игорь Ротенберг, Борис Ротенберг и Александр Замятин.
Как Игорь Юсуфов оставил Россию без $400 млрд
Накануне наступления 2018 года Мосгорсуд отправил на принудительное лечение бывшего офицера спецназа Евгения Яшкина
Как поссорились два нефтетрейдера: зачем следователи приходили в «Ядран-Ойл»?
Один из крупнейших торговцев топливом Татарстана ввязался в разборки со своим дилером, который попытался дать сдачи через уголовное дело.
«Газпром» наказал традиционных поставщиков
За девять месяцев вместо регламентных двух лет он создал им конкурента – Загорский трубный завод.
«Гражданские самолеты Сухого» не перестали быть убыточными
Но убытки в 2017 году сократились в десятки раз по сравнению с 2016 годом благодаря почти рекордным поставкам SSJ100.
У бюджета на посылках
Как государство пытается заработать на страсти россиян к шопингу.
«Газпромом» намазано
В Татарстане расследуют хищение акций компании.
«Газпром» установил абсолютный рекорд экспорта газа
Поставки в Европу выросли на 8%, крупнейшим рынком остается Германия.
Новопесчанский разольет в Нижнем
Бизнесмены из Приволжья купили белгородское предприятие.
Кто из руководителей регионов попадет «под раздачу» в новом году
Череду губернаторских отставок в сентябре-октябре 2017 года эксперты назвали «губернаторопадом». Cпикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что отставки губернаторов 11 регионов связаны «не с плохими показателями, а с необходимостью смены элит». В начале декабря Матвиенко анонсировала продолжение процесса ротации в 2018 году.
Леонид Лебедев встретится в суде с Виктором Вексельбергом и Леонидом Блаватником
Почему запрос полицейского капитана Матвеева из Твери был направлен в минюст Ирландии, а рассмотрен будет судом в Нью-Йорке.
Уильяма Браудера оставили на второй срок
Глава Hermitage Capital заочно осужден за преднамеренное банкротство.
Газпром потребовал от семьи Ротенбергов вернуть 400 миллионов рублей
Команда Алексея Миллера подозревает подрядчиков в незаконном обогащении.
«Новатэк» подал в ФАС ходатайство о покупке газовых активов «Алросы»
«Роснефть» условия аукциона не устроили.
Бизнесмен года – основной владелец «Новатэка» Леонид Михельсон
Если у него получится реализовать свои планы, «Новатэк» может стать крупнейшей компанией – производителем СПГ в мире.
Запах тяжелых труб
Как Загорский трубный завод Дениса Сафина сумел стать одним из главных поставщиков для «Газпрома».
Совладельцем крупного подрядчика «Газпрома» стал выходец из Росгвардии
Небольшая уфимская компания «Петон» стала вторым по размерам строителем монополии.