Госкорпорации Роснефть удалось привлечь первого иностранного партнера в стратегический проект "Восток Ойл" на Таймыре. Им стал сингапурский нефтяной трейдер "Трафигура" (Trafigura) - один из ключевых партнеров госкомпании все последние годы.
Привлечение "Трафигуры" - может показаться скорее жестом отчаяния, или пускания пыли в глаза, чем расчетливым бизнес-ходом. Дело в том, что проект "Восток Ойл", с помпой презентованный российскому руководству несколько лет назад, пока что не представляет из себя почти ничего, кроме как грандиозные планы, под которые пытаются получить не менее грандиозное финансирование.
"Восток Ойл" предполагает масштабную разработку нефтяных месторождений на полуострове Таймыр и севере Красноярского края. В первую очередь, на Западно-Иркинском участке. Транспортировку нефти предполагается вести танкерами по Северному морскому пути, а партнером по проекту Роснефти должен стать "Нефтегазхолдинг" Эдуарда Худайнатова. В прошлом главы "Роснефти", и, как считается, близкого к Игорю Ивановичу человека.
Но пока что это все лишь прожекты. Лишь в мае этого года "Роснефть "приступила к первому этапу бурения на Западно-Иркинском участке. Кроме того, до сих пор остаются не просчитанными до конца финансовые потребности и риски проекта, что вызывает немалое раздражение у руководства страны.
Пока что "Восток Ойл" больше существует на бумаге, чем в реальной жизни
В феврале этого года Президент Владимир Путин предложил Сечину, наконец-то, просчитать, в какую цифру для бюджета могут обойтись его "хотелки". Об этом писал РБК. Получается, что у проекта на начало года не было четкого плана действий, тогда как страна остро нуждалась в дальнейшем нефтегазовом освоении Арктики. В такой ситуации неровен час, что проект и вовсе могли бы забрать у "Роснефти".
Только не Михельсону
Кто может на него претендовать? Давний "заклятый друг" Сечина, глава "Новатэка" Леонид Михельсон. В 2018 году, когда "Восток Ойл" уже во всю обсуждался, он заявил о планах построить СПГ-терминал в бухте Ура Мурманской области мощностью до 20 млн тонн в год. Часть потоков в него можно будет направить как раз из месторождений "Восток Ойл".
Еще важней другой проект "Новатэка" - реализация проекта "Обский СПГ", который должен позволить "Новатэку" нарастить грузопоток по "Севморпути" с 21,4 млн тонн в 2020 году до 35,5 млн тонн к 2024 году. Это значит, что время Сечина на исходе - или он "входит" в "Восток Ойл" по-настоящему, или Арктику окончательно "застолбят" под Михельсоном.
И тут внезапно появляется "Трафигура". Злопыхатели утверждают, что сингапурская структура активно помогает подконтрольным Сечину компаниям уходить от западных санкций, и имеет сильный коррупционный душок. Попробуем дать пояснения.
Тесное сотрудничество "Роснефти" и "Трафигуры" активизировалось в 2015 году, а первый контракт на поставку нефти на $1,5 стороны заключили еще в 2013 году. Сегодня сингапурский трейдер является одной из крупнейших компаний, поставляющих нефть через европейские терминалы - у нее по этому показателю четвертое место.
Успех компании обеспечивают крупные контракты с "Роснефтью" на закупку ESPO Blend, CPC Blend, а с конца 2015 года – сорта Sokol – суммарным объемом около 1 млн т в месяц. Об этом пишут "Ведомости". Она фактически заняла место, когда-то принадлежавшее компании Гунвор, созданной Геннадием Тимченко. Сегодня "Трафигура" не просто партнер "Роснефти": якобы вместе они намерены создать трейдинговое подразделение для работы на западных рынках.
Если деньги действительно не пахнут, то для Сечина это утверждение в сотрудничестве с "Трафигура" должно быть верным втройне, ведь продвижение последней на рынке неоднократно пытались объяснить якобы имевшими место взятками руководству разных стран и госкомпаний.
Как сообщает издание "Прайм", в 2018 году венесуэльская нефтяная госкорпорация PDVSA в числе прочих компаний обвинила "Трафигура" в коррупции. Якобы, по этим обвинениям даже возбуждалось уголовное дело в Швейцарии.
Суть вопроса: якобы "Трафигура", а также ряд других известных трейдинговых фирм ("Витол", "Гленкор" и др) получали на регулярной основе конфиденциальную информацию и коррумпировали сотрудников PDVSA, а также нарушали конкуренцию при покупке и продаже нефтепродуктов.
Если это правда, возникает вопрос, а на каком основании в таком случае "любовь" между "Роснефтью" и "Трафигурой"? Российская госкорпорация, как и фамилия самого Игоря Сечина, не раз мелькали в контексте самых разных коррупционных скандалов. Если кто-то начнет распускать ложные слухи, что "Трафигура" заходит в Восток Ойл за солидную взятку, людей будет трудно убедить в обратном.
Другой скандал с "Трафигурой" развивался в Бразилии. Как утверждает автор historian19 на платформе "Живой Журнал", якобы "Трафигура" и "Витол" платили миллионы долларов взяток сотрудникам бразильской Petróleo Brasileiro SA в обмен на более выгодные условия заключения торговых контрактов.
Любопытно, что представители Трафигура тогда наотрез отказались от комментариев, а прокуроры якобы заявляли, что у них есть и документальные свидетельства, которые могли бы подтвердить эти предположения. В том случае речь шла о 160 торговых операциях и 15 млн долларов "мзды".
Вхождение скандальной "Трафигуры" в "Восток Ойл" дает Сечину новые инструменты для лоббирования интересов "Роснефти" в Кремле. Он вообще нисколько не стесняется вытягивать деньги на поддержку управляемых им компаний. Не так давно Сечин получил 22 млрд рублей на газовозы, которые должен будет построить для того же "Новатэка". Об этом писал "Коммерсант".
Почему это из бюджета? Да потому, что строить эти же газовозы в Южной Корее было бы дешевле, но Сечину нужны заказы для "Звезды". Как шепчутся слухачи, именно поэтому, якобы "нагнули" Михельсона - будешь заказывать газовозы у Игоря Ивановича, а разницу компенсируем из бюджета. Деловой подход, что и говорить.
И все это на фоне масштабного нефтяного кризиса, который, как считают многие эксперты, мог быть спровоцирован позицией Сечина по выходу из нефтяного соглашения с ОПЭК. Напрямую виновником кризиса Сечина называют, например, журналисты "Новой Газеты": "причиной обвала стала ценовая война на нефтяном рынке, развязанная Саудовской Аравией против России после срыва переговоров ОПЕК+". Напомним, что ключевую роль в переговорах играл именно Игорь Сечин, как представитель крупнейшей нефтяной госкомпании России.
Мы уже молчим про многолетнее противостояние Игоря Сечина и главы другой госкорпорации "Транснефть" Николая Токарева. По слухам, Сечин просто мечтает объединить транспортировочные и добывающие активы под своим управлением, но для этого надо сначала снять неугодного Токарева. Их полемика в СМИ после загрязнения трубопровода "Дружба" (все "шишки" повесили на Токарева) стала одной из главных тем конца прошлого-начала нынешнего года.
Таким образом, Игорь Иванович продолжает вести свою игру, в минусе от которой может оказаться страна, ведь нефть остается ключевым экспортным товаром страны.