Уголовное дело о мошенничестве и создании преступного сообщества в Коми, главными обвиняемыми по которому стали экс-глава республики Вячеслав Гайзер и экс-советник главы Коми Александр Зарубин, может дополниться эпизодом о наркотиках. По данным «Известий», во время обысков в столичной квартире Зарубина был обнаружен пакет с белым порошком, похожим на кокаин, а также свернутая в трубку пятитысячная купюра со следами аналогичного порошка. Сейчас следствие назначило экспертизу в Федеральном центре судебной экспертизы Минюста (РФЦСЭ), по результатам которой будет решаться вопрос о новых обвинениях. Сам Зарубин находится в международном розыске.
Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал, что следователи до сих пор разбираются с многочисленными находками из квартир и загородных домов фигурантов дела Гайзера. Всего было проведено более 80 обысков в Коми, Санкт-Петербурге и Москве.
У 19 фигурантов изъяли в общей сложности около 60 кг ювелирных изделий, 150 часов стоимостью от $30 тыс. до $1 млн, более 50 печатей и штампов юрлиц, а также финансовые документы, которые, возможно, связаны с легализации похищенных и выведенных за рубеж активов на сумму более 1 млрд рублей.
В столичной квартире Александра Зарубина, которого называют серым кардиналом и главным автором криминальных финансовых схем организованного преступного сообщества (ОПС), обнаружили вещество, похожее на кокаин.
— В жилище был обнаружен пакет с порошком белого цвета, а также скрученная купюра достоинством в 5 тыс. рублей со следами аналогичного порошка, — сообщил «Известиям» источник. — Сейчас порошок изъят и направлен в РФЦСЭ для проведения соответствующей экспертизы, на основании чего могут быть приняты процессуальные решения.
К моменту обыска самого Зарубина в квартире не было: как сообщал официальный представитель СК Владимир Маркин, бизнесмен скрылся от следствия еще в сентябре. Таким образом, он остается единственным фигурантом этого дела, который находится в бегах.
Зарубину заочно предъявлены такие же обвинения, как и Гайзеру, — по ст. 210 УК («Организация преступного сообщества»), 159 УК («Мошенничество в особо крупном размере») и 174.1 УК («Отмывание денежных средств, полученных преступным путем»). Если эксперты выяснят, что в пакете находится наркотик, Зарубин может стать обвиняемым по «наркотической» статье.
Эксперты говорят, что следствию придется доказать, что Зарубин был связан с наркотиками.
— Необходимо будет доказать, что человек реально жил в этой квартире, а если даже и проживал, то не факт, что именно он хранил или принимал наркотики, — рассказал «Известиям» адвокат Виктор Кириченко. — Если и у других людей был доступ в эту квартиру, то доказать причастность Зарубина к конкретным наркотикам будет практически нереально.
Виктор Кириченко отметил, что возможные следы наркотика на купюре могут стать лишь косвенным доказательством, поскольку количества порошка в этом случае явно недостаточно для возбуждения дела.
Адвокат Евгений Черноусов, специализирующийся на «наркотических» статьях, рассказал «Известиям», что в отсутствие внятных доказательств по основному делу оперативники «ищут разные пути для придания дополнительного веса обвинению».
— Могли и подкинуть, это практиковалось раньше и практикуется сейчас, — отметил Черноусов. — Обычно так делается для того, чтобы гарантированно на какое-то время отправить человека за решетку.
Бывшая супруга Зарубина, певица Лолита Милявская, не допускает и мысли о том, что Александр Зарубин мог употреблять наркотики или иметь их в доме. Она также не исключила, что ее экс-мужу подкинули наркотики.
— Первый раз слышу о подобных подозрениях, — сообщила «Известиям» Милявская. — Никогда в жизни подобного не было. Подложить порошок или любое другое вещество не составляет никакого труда. Я очень сомневаюсь, что у него в квартире что-то могло быть, кроме лекарственных препаратов.
47-летний Алексей Зарубин — известный в Коми бизнесмен, финансист. Бывший муж певицы Лолиты Милявской. Его называли серым кардиналом Коми, который участвовал в принятии основных решений по инвестиционным контрактам республики. В 2002–2003 годах он был главным советником тогдашнего губернатора Коми Владимира Торлопова, затем ушел в частный сектор и стал гендиректором, а потом председателем правления ГК «Ренова», где проработал до 2009 года. Сейчас Зарубин, согласно СПАРК, не владеет официально никакими активами, не ведет бизнеса. Почти все фирмы, которые были на него зарегистрированы ранее, ликвидированы в 2008–2009 годах. Это ООО «Энигма», «Промцентр», «Техномакс» и «Инкомторг». Во многих из них партнерами Зарубина числятся и другие фигуранты дела Гайзера — например, бизнесмен Валерий Веселов и глава фонда инвестпроектов РК Игорь Кудинов.
О том, что почти вся верхушка правительства Коми оказалась фигурантами уголовного дела об организации ОПС, стало известно 18 сентября этого года. Официальный представитель СК Владимир Маркин сообщил в тот день, что дело по статьям «Организация и участие в преступном сообществе» и «Мошенничество» возбуждено в отношении 19 человек. 20 сентября по делу были арестованы 15 человек, в том числе являвшийся на тот момент главой республики Вячеслав Гайзер.
По версии СКР, глава Коми Вячеслав Гайзер и его сообщники организовали преступное сообщество для хищения госактивов. 25 сентября им добавили обвинение в отмывании незаконно полученных денег. Группировка работала в Коми, в других регионах России и за границей. Ущерб по делу оценивается в более чем 1,2 млрд рублей. По мнению следствия, наряду с Гайзером в костяк ОПС входили его заместитель Алексей Чернов, бизнесмены Валерий Веселов и Александр Зарубин.