Генпрокуратура РФ передала в Мещанский суд Москвы уголовное дело преступного сообщества, организаторами которого обвинение считает Дмитрия Макарова и Виктора Филатова, бывших топ-менеджеров МРСК Центра — государственного монополиста, владеющего магистральными электросетями в 11 регионах европейской части России. Им и еще четверым фигурантам вменяется организация растраты 241 млн рублей на невыгодных для госкомпании аутсорсинговых договорах с подконтрольным обвиняемым ОАО «КорСсис». Никто из фигурантов не признает свою вину.
Обвинительное заключение по делу Виктора Филатова и его пособников Алексея Зеленского, Станислава Милькина, Павла Тищенко и Александра Пивоварова утвердил и направил в суд заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь. Им вменяется организация и участие в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ), созданном с целью растраты (ст. 160 УК РФ) 241 млн рублей, принадлежавших «Курскэнерго», региональному филиалу МРСК Центра.
По версии обвинения, преступление было совершено в 2006–2010 годах. Тогдашний гендиректор МРСК Центра Евгений Макаров и его правая рука Виктор Филатов, руководивший белгородским филиалом холдинга, вывели в подконтрольное ОАО «КорСсис» около 300 сотрудников подразделений МРСК Центра, отвечавших, в частности, за техподдержку офисов компании. Как говорится в деле, «КорСсис» заключал с филиалами заведомо невыгодные аутсорсинговые договоры, по которым выведенные работники занимались тем же, что и работая в штате госкомпании. По версии обвинения, работники «КорСсиса» даже не меняли свои рабочие места, продолжая находиться в филиалах МРСК.
В итоге с марта 2008 года по ноябрь 2010 года «КорСсис», по подсчете следствия, получил от холдинга 241 млн рублей по соглашениям аутсорсинга. Следствие настаивает, что Евгений Макаров и Виктор Филатов принудили МРСК Центра заключать эти договоры, а реальной необходимости в них не было. Кроме того, создатели преступного сообщества, по данным обвинения, с помощью обвиняемых Пивоварова и Зеленского переоформили акции «КорсСиса» с подконтрольных юрлиц в российской юрисдикции на Кипр. Все фигуранты, за исключением Евгения Макарова, находятся под стражей в московских СИЗО. Господин Макаров скрылся от следствия, был заочно арестован, и сейчас находится в розыске. Его дело выведено в отдельное производство.
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении Евгения Макарова по материалам ФСБ еще в 2013 году. Тогда, после смены менеджмента в МРСК Центра, к чекистам обратился новый гендиректор холдинга Олег Исаев. Он жаловался на «личное незаконное обогащение» господина Макарова через невыгодные сделки, а ущерб оценивал в 880 млн рублей. Зарегистрированный в Белгороде «КорСсис» обслуживал не только «Курскэнерго», но и все региональные филиалы МРСК Центра. Сотрудники подразделений энергокомпаний вспоминают, что еще до отставки Евгения Макарова не понимали смысла существования обслуживающей компании. «Например, ломается у меня что-то в компьютере. До “КорСсиса” я просто шел в соседний кабинет в техподдержку, и за полчаса проблема устранялась. После появления аутсорсинга я вынужден был звонить на специальный внутренний номер в Белгород, оставлять им заявку. Было в порядке вещей, что парень из соседнего кабинета мог прийти ремонтировать технику дня через два после заявки»,— так один из работников энергокомпании описал схему, по которой работала одна из дочерних структур «КорСсиса» — ООО «115». Фирма обслуживала колл-центр и была названа по внутреннему номеру МРСК Центра. Сотрудничество с «КорСсисом» представители МРСК Центра преподносили как свое достижение примерно до 2012 год, когда к работе системы начали появляться вопросы у надзорных ведомств.
Виктор Филатов никогда не признавал свою вину. Он несколько раз объявлял голодовки, протестуя против действий следствия. Представляющий его интересы адвокат Владимир Горелик оценил ситуацию как «противозаконный и бездумный альянс следствия и прокуратуры», которая «за десять дней утвердила обвинительное заключение по делу, состоящему из 200 томов». По мнению господина Горелика, обвинение преподносит как преступление обычные договоры аутсорсинга. «Из фабулы дела следует, что “КорСсис” работал в интересах потерпевшего, по расценкам, которые не были завышены, и полностью выполнял условия договоров. То есть претензий у потерпевшего к компании не было, как и ущерба. Вся позиция обвинения базируется лишь на том, что договоры были для МРСК Центра навязанными. Получается удивительная ситуация — даже если кто-то из обвиняемых захочет сотрудничать со следствием, он не сможет этого сделать — потому что непонятно в чем, собственно, каяться?» — объяснил адвокат. По его словам, Виктор Филатов «сейчас не голодает, чтобы не умереть».