Одна из основных машиностроительных корпораций Свердловской области пошла на открытый конфликт со Сбербанком. НПК «Уралвагонзавод» потребовал выплатить ему банковскую гарантию, выданную на поставку оборудования в рамках Федеральной программы по модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Подчиненные главы УВЗ Александра Потапова настаивают на взыскании, несмотря на то, что гарантия уже перестала действовать, а исполнитель госконтракта из Воронежа полностью поставил оборудование и ввел его в эксплуатацию. В суде заявили о, вероятно, недобросовестных действиях заявителя, который пытался получить неосновательное обогащение. Даже такие выводы не остановили управленцев УВЗ – они требуют деньги через апелляционный суд. При этом наблюдатели из юриспруденции, знакомые со спецификой судебных разбирательств танкостроительной корпорации, говорят о сложившейся негативной практике, которая дискредитирует работу менеджмента госактива. В судах были вскрыты как возможные факты подделки документов, так и целенаправленное затягивание процессов, которое обернулось невозможностью взыскания денег, выделенных УВЗ из федерального бюджета.
АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в ГК «Ростех») в апелляционном суде пытается добиться взыскания 182 млн рублей с Центрально-Черноземного филиала ПАО «Сбербанк». Госбанк выступал гарантом возврата аванса, который УВЗ заплатил ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер» за поставку обрабатывающих центров в рамках госпрограммы по модернизации предприятий ОПК.
Уточним, токарно-фрезерные обрабатывающие центры стоимостью 910 млн рублей должны были прийти на завод в 2018 году, но отгрузку завершили лишь в мае 2019, и за срыв срока поставки оборудования «дочка» «Ростеха» уже взыскала с ИКФ более 38 млн рублей. Оборудование все же было принято по акту приема-передачи, который подписали обе стороны. Уже после этого 24 декабря 2019 года УВЗ направил к структуре Сбербанка требование о выплате гарантий. Кредитно-финансовая организация отказалась перечислять деньги за отгруженное оборудование.
В качестве обоснования для выплаты машиностроители использовали свою претензию от 2018 года, подчеркнув, что подрядчик еще не завершил пуско-наладку. На тот момент в эксплуатацию было введено два из трех центров. «Солвер» пообещал закончить работы в январе 2020 года, в качестве гарантии с него потребовали продлить договор с банком.
В середине декабря ИКФ в соответствии с условиями договора решила заменить услуги банка на альтернативный вариант гарантии выполнения работы. Компания направила «Уралвагонзаводу» уведомления об уменьшении размера обеспечения пропорционально стоимости исполненных обязательств до 20 млн рублей, а также перечислила на счета госкорпорации заявленную сумму. Несмотря на прекращение действия банковских гарантий, юристы УВЗ продолжают требовать выплат за выполненный контракт.
«Сложившаяся судебная практика рассматривает ситуацию, когда недобросовестный бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по основному обязательству, в целях собственного неосновательного обогащения, действуя умышленно во вред гаранту и принципалу, требует платежа от гаранта. (…) Судом установлено, что на момент предъявления банковской гарантии обязательства по контракту ООО «ИКФ «Солвер» были исполнены частично, а 19.02.2020 «Уралвагонзавод» получил надлежащее исполнение основного обязательства в полном объеме», – говорится в материалах арбитража. На этом основании заводу было отказано.
Исходя из имеющейся судебной практики, госкорпорация с завидной регулярностью пытается взыскивать средства в рамках банковских гарантий, которые уже прекратили свое действие, и «есть очень наглядные ситуации, например, по компании «Строй групп».
В обеспечение возврата аванса в случае неисполнения госконтракта подрядчика предоставил гарантии ООО КБ «Центрально-европейский банк», но деньги они потребовали с КБ «Индустриальный сберегательный банк», чью гарантию ранее отвергли. Пока УВЗ судился с ИСБ, прекратила действовать и гарантия «Центрально-европейского банка», а завод не смог вернуть 125 млн рублей, которые предприятие получило из госбюджета и авансировало в рамках контракта по 44-ФЗ.
«Они создали определенную схему для работы, возможно, с близкими подрядчиками. Заказчик вроде бы чист, пытается добиться возвращения неотработанных авансов, но по факту это не так. У банка есть определенный срок реакции на обращение для выплаты гарантии. В течение нескольких дней кредитно-финансовая организация уведомит, что у компании нет права требования. Несмотря на это, УВЗ с завидным упорством долбится в эту дверь, но не обращается к реальному гаранту. Он судится с первым банком, показывает вид бурной деятельности. За это время прекращает действие надлежащая гарантия – вернуть деньги уже не представляется возможным», – высказал собственное мнение источник «Правды УрФО», знакомый с судебной практикой «Уралвагонзавода».
Существуют и другие судебные разбирательства, в рамках которых УВЗ принимал от подрядчиков, по всей видимости поддельные документы о предоставлении банковских гарантий. В настоящее время факт фальсификации подписей и печатей в допсоглашении к банковской гарантии пытается доказать коммерческий банк «Современные стандарты бизнеса».
Структура «Ростеха» подала в суд иск к банку с требованием выплаты 195 млн рублей в рамках банковской гарантии, которая в 2017 году была выдана НПО «Мир». В рамках Федеральной программы по модернизации предприятий ОПК подрядчик должен был поставить на танкостроительный завод новые станки с ЧПУ, но в срок заказ на сотни миллионов рублей не выполнил.
Из-за срыва госконтракта действие банковской гарантии неоднократно пролонгировали. УВЗ располагал пятью версиями обновленного соглашения с банком. Однако в ходе судебного разбирательства юристы КБ «Современные стандарты бизнеса» заявили, что договор прекратил действовать еще в декабре 2019 года (третья редакция соглашения).
После этого подрядчик УВЗ еще дважды предоставлял новые бумаги со сроком действия до конца февраля 2020 года. Предправления финансовой организации Павел Кулешов заявил, что в последних двух документах его подписи фальсифицированы. В настоящее время проводится судебная экспертиза, которая должна установить, имел ли место подлог.
Между тем в настоящее время сам «Уралвагонзавод», дословно, «испытывает определенные проблемы с финансами». НПК пока не раскрыла данные ежеквартальной отчетности за первое полугодие 2020 года, однако уже сегодня профсоюзные организации говорят об ухудшении положения дел на танкостроительном предприятии.
По данным источника «Правды УрФО» в Федерации профсоюзов Свердловской области, «с октября по декабрь текущего года руководство предприятия планирует перевести своих сотрудников в Нижнем Тагиле и Волчанске на режим неполной занятости». Издание направило официальный запрос информации на имя председателя совета директоров УВЗ Александра Потапова, но на момент публикации материала ответа на вопрос о сокращенной рабочей неделе не последовало.