Умер главный поставщик "ножек Буша" в Россию Михаил Любович

Источник
В понедельник, 25 февраля умер сооснователь знаменитой компании «Союзконтракт» Михаил Любович, рассказали  бывший вице-президент «Союзконтракта» Николай Коварский и экс-совладелец компании Юрий Рыдник.
Второй основатель «Союзконтракта» Алексей Гольдштейн скончался в июне прошлого года. В 1990-е фирма Любовича и Гольдштейна была легендой российского бизнеса. «Союзконтракт» поставлял в страну 60% импортного продовольствия, а оборот фирмы на пике превышал немыслимую тогда в России цифру $1 млрд в год. Но перехода на новый уровень бизнеса в середине 90-х компания не пережила.

Молниеносный старт

Совместный бизнес Любович и Гольдштейн начали еще в 1991 году, писал Forbes: выпускники МИСиС сначала привозили в страну сантехнику и счетчики купюр, которые покупали в Европе на торгах у компаний-банкротов, затем занялись поставками голландского спирта Royal, дешевого заменителя водки, а когда Royal запретили — водки «Зверь», которая делалась из того же спирта Royal в Голландии. Всего фирма поставляла в Россию 200 наименований товаров, но миллиардные обороты и славу «Союзконтракту» принесли куриные окорочка. К 1996 году компания поставляла каждую третью куриную ножку, продаваемую в России.

Телереклама «Союзконтракта» с летящими по небу окорочками стала одним из главных символов 1990-х. Почти таким же символом была реклама дешевого аналога кока-колы — «Херши колы». Рекламировался «Союзконтракт» с масштабом: в роликах «Херши» снимался теннисист Евгений Кафельников — одна из главных спортивных звезд того времени. На корте теннисист выступал с нашивкой «Союзконтракт» — фирма Любовича и Гольдштейна подписала с Кафельниковым первое подобное спонсорское соглашение в России.

Деньги на рекламу у «Союзконтракта» были: в первой половине 90-х оптовая торговля была главным бизнесом в России, а импортные продукты — одним из главных товаров.

В 1995 году доля импорта на полках магазинов составляла 54%, а «Союзконтракт» контролировал до 60% поставок из-за границы.

В 1994 году Россия занимала третье место по объемам импорта куриных ножек из США, которые еще долго называли «ножками Буша».

Еще в начале 2000-х на импортное мясо птицы приходилось 50% российского рынка.

Растущий бизнес, завязанный на импорте, требовал связей на таможне. Для «Союзконтракта» окном через границу стал морской порт Санкт-Петербурга. В 1992 году новым партнером компании стал петербургский оптовик Юрий Рыдник. А еще спустя год к ним присоединился Сергей Попов, которого считали одним из лидеров подольской ОПГ. Олег Дерипаска в 2012 году в лондонском суде называл Попова криминальным авторитетом и обвинял в вымогательстве вместе с Михаилом Черным и Антоном Малевским.

Попов помог сооснователям наладить работу «Союзконтракта» в петербургском порту — ключевой точке в цепи поставок фирмы, через которую в Россию шла большая часть импортных товаров. «Мои возможности, связи в разных кругах, конечно, глупо было не использовать», — скромно говорил Попов Forbes. Свое якобы криминальное прошлое он отрицал, ссылаясь на то, что суд оправдал его по делу о вымогательстве.

Раскол

В середине 1990-х российский бизнес менялся: миллионеры, заработавшие первые состояния на банках и оптовой торговле, начали вкладывать деньги в приватизацию госпредприятий и новые инвестпроекты. Интересы основателей «Союзконтракта» тоже заметно расширились. Компания вложилась в комплекс теплиц, купила Волоколамский мясоперерабатывающий завод, долю во фруктовой компании JFC, несколько зданий в историческом центре Санкт-Петербурга и 50% петербургского оборонного предприятия «Северная верфь», на котором планировала построить собственный мини-порт. За контроль над предприятием «Союзконтракту» пришлось бороться с Владимиром Потаниным.

Одновременно Гольдштейн, писал Forbes, предлагал вложить $500 млн в производство собственных продуктов питания. Наконец, «Союзконтракт» занялся сотовой связью: компания вместе с американской Motorola и фондом Omni Capital Partners стала владельцем 60,6% акций петербургского оператора FORA Communications и купила 35% компании областного оператора «Облком». Обе компании «Коммерсант» называл в числе конкурентов «Северо-Западного GSM» — будущего «Мегафона».

Но все планы обрушились из-за конфликта внутри компании. В 1997 году из «Союзконтракта», в которой на тот момент работало 3,5 тысячи человек, ушли Рыдник, Романов и две сотни сотрудников из санкт-петербургского и нью-йоркского офисов компании. Вместе с Рыдником «Союзконтракт» потерял и петербургскую часть бизнеса, и выход на губернатора Владимира Яковлева, которого на выборах в 1996 году поддерживал Рыдник, и финансовую опору. БалтОНЭКСИМбанк Потанина и Михаила Прохорова, в котором петербургский бизнесмен был председателем совета директоров, перестал кредитовать компанию. Сам Рыдник на основе питерского офиса «Союзконтракта» создал конкурента бывшим партнерам — «Балтийскую группу», поставлявшую продукты через петербургский порт и цепочки, выстроенные еще в «Союзконтракте».

Причиной конфликта стали «огромные по тем временам деньги», рассуждает сейчас Рыдник в разговоре с The Bell. «Уже на 1995 год “Союзконтракт” была самой крупной частной компанией в России с выручкой больше $1 млрд и примерно миллионом метрических тонн курицы, ввозимой ежегодно, — вспоминает он. — Но мы были молоды, нам не было и 30, мы мало что умели, не хватало опыта. И распорядиться деньгами грамотно не вышло, мы по-разному смотрели на вещи».

Еще до конфликта, в 1997 году, компания начала показывать не те финансовые результаты, что двумя годами раньше, продолжает Рыдник. К 1998 году долг «Союзконтракта», по данным Forbes, составлял $200 млн. Деньги занимали у знакомых Попова — Олега Дерипаски и Искандера Махмудова. Потом за долги они получили долю в компании, рассказывал изданию Попов. Через некоторое время и Гольдштейн и Любович покинули «Союзконтракт». Вскоре новые владельцы уступили остатки бизнеса Попову целиком.

«Союзконтракт» просуществовал как минимум до 2008 года. Еще в 2006 году компания оставалась одним из крупнейших импортеров мяса птицы, но с ростом импортозамещения этот бизнес перестал быть выгодным. Одним из осколков «Союзконтракта» стала ассоциация «Союзконтракт-табак» — российский дистрибутор болгарских сигарет, владевший двумя фабриками в родном для Сергея Попова Подольске, а в начале 2000-х даже пытавшийся вместе с Михаилом Черным купить болгарский «Булгартабак».

После «Союзконтракта»

И Гольдштейн, и Любович после ухода из «Союзконтракта» не ушли из продуктового бизнеса, но добиться успехов, сопоставимых с их первым делом, не удалось ни им, ни Рыднику и Романову.

Михаил Любович, по данным базы «СПАРК-Интерфакс», после раздела «Союзконтракта» остался владельцем небольшого складского комплекса в подмосковном Одинцово, оптовой компании «Вега-Терминал» и одинцовского Мясомолочного комбината №1.

Алексей Гольдштейн, по данным Forbes, торговал мясом и рыбой, затем планировал наладить производство энергооборудования. В конце 90-х Гольдштейн создал новую торговую компанию вместе с партнером Кириллом Ефремовым. В 1998 году Ефремов был убит, и в убийстве обвинили Гольдштейна. Бизнесмен уехал в Европу, но в 1999 году был задержан в Германии и депортирован в Россию. По словам знакомого Гольдштейна, после депортации он задержался в тюрьме всего «на годик», но серьезным бизнесом уже не занимался. В 2008 году основатель «Союзконтракта» рассказал историю компании Forbes, а в 2018 году — умер от инсульта, рассказывает его знакомый.

Юрий Рыдник остался президентом и совладельцем БалтОНЭКСИМбанка, основным акционером которого был партнер «Союзконтракта» по «Северной верфи», «Интеррос». В конце 1998 года журнал «Профиль» называл Рыдника «питерской тенью Владимира Потанина». До 2000 года Рыдник был председателем совета директоров «Северной верфи», затем — депутатом заксобрания Санкт-Петербурга, но в итоге был лишен полномочий. Сейчас Рыдника пытается обанкротить его же бывший банк,  в 2015 году попавший под санацию.

После раздела «Союзконтракта» Рыднику достались и сотовые активы группы, объединенные в компанию «Телеком XXI век». В 1998 году он продал их управляющему фонда IPOC Джеффри Гальмонду, за которым, как считается, стоял будущий министр связи РФ Леонид Рейман. Впоследствии эти активы были куплены МТС и легли в основу ее петербургской сети. В 2006 году министра Реймана в цюрихском суде обвиняли в том, что он принудил МТС купить «Телеком XXI век», отказывая ей в выделении лицензии на Петербург.

Константин Романов в течение всех 2000-х ежегодно упоминается в светской хронике «Коммерсанта» как диджей на куршевельских вечеринках Михаила Прохорова. РБК писал, что Романов работал заместителем гендиректора «Норникеля». Сейчас ему принадлежит 40% акций компании KVP Group, которая скупает и роботизирует ломбарды в Москве и выпускает собственную криптовалюту, обеспеченную выкупленным из ломбардов золотом.
Персоны Компании
Дмитрий Пумпянский теряет инвесторов
Эксперты говорят об обострении конкуренции на внутреннем рынке и проблемах с погашением обязательств.
Офшор погнал Павла Грудинина из депутатов
Экс-кандидата в президенты лишили мандата вслед за снятием с поста спикера муниципального совета.
Миллиарды Сергея Чемезова уехали не в том вагоне
«Уралвагонзавод» и «ЧТЗ-Уралтрак» инициировали массовые разбирательства с «Р-Холдингом».
Олег Петров покажет "Монако" небо в алмазах
Владелец «Монако» Дмитрий Рыболовлев уволил генерального директора клуба Вадима Васильева. Вытаскивать команду из кризиса будет бывший топ-менеджер «Уралкалия» и «Алросы» Олег Петров.
Александр Дюков хочет сделать из российского футбола бизнес
Добившись успехов в бизнесе, Александр Дюков попробует повторить их в РФС.
Сергей Бачин объяснил, почему олимпийские объекты в Сочи окупятся не скоро
Из-за затрат на инфраструктуру курорты выйдут на операционную прибыль через 20 лет.
«Сириус» почти не виден: Роман Павлов и Александр Литвинов довели компанию до банкротства
В отношении одного из крупнейших игроков рынка IT-услуг введена конкурсная процедура.
Как "ТопПром" Николая Королева заметает следы
В рамках этого дела сотрудники ОЭП и ПК Кузбасского ЛУ МВД России обыскали офис ТопПрома в Новокузнецке. Выяснилось, что похожим образом, компании Николая Королева обманывали и других бизнес-пар...
Кирилл и Никита Мордашовы стали царями золотой горы
Сыновья Алексея Мордашова - 19-летний Кирилл и 18-летний Никита, получат 65% золотодобывающей Nordgold стоимостью 850–900 миллионов долларов.
Владимир Евтушенков не хочет быть съеденным
Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков в интервью РБК на форуме в Сочи рассказал о влиянии санкций на бизнес, разногласиях по продаже «Детского мира» и важности конкуренции.
Валентина Матвиенко не нашла в Совете Федерации сенаторов с "сомнительным прошлым"
Общественность вспомнила о десяти сенаторах, в прошлом которых нет никаких сомнений.
Денис Чефрас не берет трубку
Домодедовская таможня расследует нарушения при импорте телефонов Jinga.
Игорь Зюзин хочет на пенсию
«Мечел» рассматривает возможность приобретения или создания НПФ.
Михаил Гуцериев не рад сделанному «Открытию»
Управляющие компании фондов «Сафмар» и «Доверие» недовольны реструктуризацией облигаций холдинга на 10 миллиарда рублей.
Сын главы МВД России зарабатывал на "клубничке"
прибыль «ФБ Групп» составила 43,7 млн рублей, а в 2017-м уже 84,8 млн. Однако какая часть прибыли была получена от подписок на «лучшие эротические видео» неизвестно
«Онэксим» Михаила Прохорова переехал с Британских Виргинских островов в Россию
Прохоров готовился пойти по пути деофшоризации еще в 2013 году, но сделал это только сейчас — вслед за Алишером Усмановым и Алексеем Мордашовым.
Игорь Шувалов подкинет денег «Ангстрему-Т»
Заводу, контролируемому банком ВЭБ.РФ, потребовалось новое финансирование.