23 января дизайнер Ульяна Сергеенко представила свою летнюю коллекцию одежды в Париже, на проходящей сейчас Неделе высокой моды. Западные СМИ больше обратили внимание не на саму коллекцию, а на приглашение, которое Сергеенко отправила своей подруге и основательнице международного издания о моде и стиле Buro 24/7 Мирославе Думе. На конверте было написано: «Моим ниггерам в Париже» («To my niggas in Paris»).
Слово на букву N
За день до показа Мирослава Дума выложила в инстаграм приглашение на презентацию коллекции, которое отправила ей сама Ульяна Сергеенко (сейчас этот пост в ее «Историях» удален). Конверт с приглашением подписан лично Сергеенко словами «To my niggas in Paris» и смайликом — это отсылка к названию песни Канье Уэста и Джей Зи «Niggas in Paris».
И Мирослава Дума, и Ульяна Сергеенко — частые героини международной светской хроники. Дума возглавляет сайт о моде и образе жизни Buro 24/7 (у которого есть версии в 11 странах, от Украины до Австралии); Сергеенко — одна из наиболее известных и востребованных в мире российских дизайнеров. У Думы больше полутора миллионов подписчиков в инстаграме. Многих из них возмутила фотография Думы и обращение Сергеенко; женщин обвинили в расизме. Одним из первых раскритиковал Думу известный американский стритстайл-фотограф Адам Катц Синдинг. Он репостнул «историю» Думы со словами: «Серьезно?! Зачем такое а) писать б) публиковать?» Синдинга поддержала и модель Наоми Кэмпбелл, написавшая Думе: «Надеюсь, это неправда».
23 января Ульяна Сергеенко опубликовала большой пост с извинениями, написав, что проснулась утром и увидела многочисленные оскорбления в соцсетях: «ты заслуживаешь худшего», «умри, белая дрянь». Она подчеркнула, что родилась в маленьком городе в Казахстане, ее дочь наполовину армянка, и она никогда не делила людей на «белых» и «черных». «Канье Уэст — один из моих любимейших музыкантов, а „NP“ (»Niggas in Paris« — прим. „Медузы“) — одна из самых любимых песен».
По словам Сергеенко, они с подругами действительно иногда называют друг друга «словом на букву N — когда нам хочется думать, что мы такие же крутые, как и ребята, поющие эту песню». Она подчеркнула, что Дума «по наивности» опубликовала ее личную записку в инстаграме, хотя обе они не хотели ничего плохого и не думали о последствиях. Этот пост с извинениями также был принят неоднозначно. Например, репортер раздела моды The New York Times Мэтью Шнайдер назвал его «худшим извинением за культурный расизм, который я когда-либо видел», а глава отдела социальных сетей в Teen Vogue Сесилия Хардгроув написала в твиттере, что у нее «кровь закипает» от таких извинений и она устала от «модных девушек», которые считают, что любовь к одной песне дает им право использовать такие слова.
Популярный модный блогер филиппинского происхождения Брайан Бой опубликовал у себя в инстаграме фотографию Думы, прокомментировав ее: «Расизм и невежество реальны. Люди, на дворе 2018 год! Не могу дождаться генератора извинений имени Лены Данэм — такого, где ты говоришь, что не расист, потому что знаешь одного чернокожего музыканта». Этот пост собрал больше шести тысяч лайков.
В своей колонке, посвященной Сергеенко и Думе, шеф-редактор модного издания Fashionista Тайлер МакКолл написала: «Мои дорогие белые люди, еще раз: вы не можете использовать слово на букву „н“. Нет, вы не можете рисовать себе блэкфейс. Не можете использовать людей другой расы как бутафорию на съемках. Не можете носить африканские косички и дреды. Мне плевать, если вы не американец и почему-то думаете, что исключены из этой дискуссии о расовых вопросах; ваша культурная среда не оправдание. На дворе 2018 год. Вас предупреждали. И если вы лажаете и вам на это указывают, самый правильный ответ такой: „Простите меня. Я запомню и больше так не буду“».
Позже Ульяна Сергеенко удалила пост с извинениями, однако дизайнера и издательницу продолжили критиковать в соцсетях и прессе.
Странные люди
Мирослава Дума также извинилась 23 января за свой пост с запиской Сергеенко. Она написала, что, хотя это и цитата из песни, само слово глубоко оскорбительно и она сожалеет, что распространила его. «Я глубоко уважаю людей различного происхождения и осуждаю расизм и дискриминацию любого толка», — написала Дума. Она подчеркнула, что ее компания и она сама поддерживают принципы инклюзивности и многообразия.
Однако после этого Брайан Бой опубликовал видеозапись лекции Мирославы Думы «Мода в пространстве интернета», состоявшейся в 2012 году, после которой Дума отвечала на вопросы слушателей. В частности, она высказывалась о самом Брайане Бое и его привычке носить женскую одежду, а также о трансгендерной модели Андреа Пежич (в 2012 году она еще не сделала каминг-аут и была известна как мужчина, часто принимавший участие в показах и съемках женской одежды). На записи Мирослава Дума говорит: «Честно говоря, я плохо к этому отношусь, потому что где-нибудь по телевизору или в журнале его может увидеть маленький мальчик. И, наверное, неправильно это понять, неправильно на это среагировать. Считаю, что какая-то цензура и какая-то культура в этом должна присутствовать».
Дума называет в ролике Брайана Боя и Пежич «странными людьми»: «Кого-нибудь такого еще помните? Слава богу, их не так много». Она подчеркивает, что не стала бы публиковать их фотографии на сайте Buro 24/7, так как редакция «очень переживает за красоту и чистоту нашей картинки». «Расизм и нетерпимость никогда не были классными, — прокомментировал это видео Брайан Бой. — Наверное, я слишком странный». Этому посту поставили более 13 тысяч лайков.
Блог о моде Diet Prada опубликовал подборку фотографий знаменитостей в нарядах Ульяны Сергеенко, затегав их, со словами: «А вот несколько ее видных клиенток, которым, должно быть, есть что об этом сказать». В их числе — Рианна, Ким Кардашьян, актриса, активистка и дочь Дайаны Росс Трейси Эллис Росс и модель Крисси Тейген. А журнал W напомнил, что в 2014 году сайт Мирославы Думы Buro 24/7 жестко критиковали за съемку основательницы музея «Гараж» Дарьи Жуковой, где она сидит на кресле в виде чернокожей женщины.
Несмотря на извинения Мирославы Думы, ее уволили из совета директоров онлайн-магазина для матерей и детей The Tot, соосновательницей которого она является. Компания заявила, что «глубоко шокирована» оскорбительным и расистским постом, опубликованным Мирославой Думой, и он никоим образом не отражает позицию The Tot. «Будь это культурной отсылкой или нет, расизм недопустим в любой форме, даже если это случайно и неосознанно», — отметили в издании.
Эту позицию поддержала и вторая соосновательница The Tot Насиба Адилова: «Я очень огорчена и разочарована поступком Мирославы Думы. Мы в компании никогда не терпели расизма или дискриминации. Власть и влиятельность — это привилегии, и они требуют скромности».