Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), основанная миллиардером Искандером Махмудовым с партнерами, в отчете за 2022 год назвала своим бенефициарным владельцем Данияра Камилова, сына бывшего министра иностранных дел Узбекистана. Он также является теперь акционером «Кузбассразрезугля» и «Центральной пригородной пассажирской компании» — крупнейшего в России пригородного железнодорожного перевозчика
14 марта 2022 года на сайте Уральской горно-металлургической компании появилось лаконичное сообщение: «Уральская горно-металлургическая компания (ОАО «УГМК») сообщает об изменениях в корпоративной структуре. И.К. Махмудов и А.Р. Бокарев перестали быть контролирующими бенефициарами ОАО «УГМК», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «Восточный порт», АО «Ростерминалуголь», а также вышли из состава советов директоров указанных компаний». Через месяц Махмудов и Бокарев были включены в санкционный список Великобритании.
Спустя несколько месяцев, в июле 2022 года, пост генерального директора УГМК покинул Андрей Козицын. Решение было принято «в связи с возможным наложением в будущем персональных санкций со стороны иностранных государств и направлено на исключение возможного опосредованного применения санкций к компаниям Группы УГМК». В конце июля 2022 года Евросоюз включил Козицына в свой санкционный список.
До 2022 года Махмудов, Козицын и Бокарев контролировали кипрскую компанию Selmareco Limited, которой принадлежало 85% акций УГМК. В свою очередь, УГМК владела 52,7% акций угольной компании «Кузбассразрезуголь» (по итогам 2022 года добыла более 44 млн т угля, 2-е место в России). Махмудов, Козицын и Бокарев держали еще 35% акций «Кузбассразрезугля» через другие кипрские офшоры. Другой кипрский холдинг Starlion Limited контролировал угольные терминалы «Восточный порт» на Дальнем Востоке и «Ростерминалуголь» на Балтике. Эффективная суммарная доля Махмудова, Козицына и Бокарева в этом бизнесе составляла около 77%.
По итогам 2022 года суммарная выручка основных активов, связанных с УГМК (сама УГМК, «Кузбассразрезуголь», логистическая компания «Уголь-Транс», «Ростерминалуголь» и «Восточный порт»), составила почти 890 млрд рублей, суммарная чистая прибыль превысила 190 млрд рублей.
В отчете за 2022 год УГМК (есть в распоряжении Forbes) сообщила, что ее бенефициарным владельцем «признается Камилов Данияр Абдулазизович». Данияр Камилов — сын Абдулазиза Камилова, бывшего министра иностранных дел Узбекистана, назначенного в 2022 году заместителем секретаря Совет безопасности при президенте Узбекистана.
Камилов-младший родился в 1972 году, окончил МГИМО и МГУ. Работал первым вице-президентом Газпромбанка и входил в советы директоров принадлежащего банку машиностроительного холдинга ОМЗ и его дочерних предприятий. В 2018 году газета «Коммерсантъ» писала, что связанные с Данияром Камиловым лица могут получить в управление акции АО «Узбекуголь», добывающего около 4 млн т угля в год в Узбекистане. В феврале 2022 года одна из компаний Камилова приобрела крупнейший в Узбекистане спиртовый завод.
Бывший бенефициар УГМК Искандер Махмудов, как и Камилов, родился в Узбекистане (тогда Узбекской ССР), в Бухаре, и окончил Ташкентский государственный университет.
Новый акционер УГМК с «Авиамоторной»
Также УГМК в годовом отчете раскрыла, что владельцем 85% ее акций вместо кипрской Selmareco Limited стало российское АО «Компания «БизнесГлобус». Место регистрации нового акционера УГМК находится в промышленной зоне на востоке Москвы, в 15 минутах ходьбы от метро «Авиамоторная». По соседству с офисным зданием — мойка сажевого фильтра и столовая «Время обедать» с отзывом на «Яндекс Картах»: «Голодным не останешься. Чистота средняя. Убийственная смесь запахов еды держится на одежде день-два».
В отчете за 2019 год «Компания «БизнесГлобус» сообщила, что юридическими лицами, «которые оказывают значительное влияние на общество путем владения более 20% и не более 50%», то есть ее акционерами, являются ООО «Виолан» и ООО «Соймонов». По данным ЕГРЮЛ, в России зарегистрировано несколько десятков ООО «Виолан», одно из них принадлежит Искандеру Махмудову. ООО «Соймонов» зарегистрировано только одно, при этом компания была ликвидирована в марте 2022 года. Собственником компании, по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020–2021 годах был Павел Савченко, тогда же он был гендиректором «Компании «БизнесГлобус». Сейчас Савченко — управляющий ООО «ТИГР-Л», его совладельцы в пропорции 70/30 — Искандер Махмудов и Андрей Бокарев соответственно.
В последнем раскрытом отчете за 2022 год «Компании «БизнесГлобус» говорится, что у нее нет физических и юридических лиц, контролирующих более 20% акций. То есть логически — и у УГМК нет бенефициарных владельцев, контролирующих более 20% акций. Почему тогда УГМК «признала» Данияра Камилова бенефициарным владельцем?
«Бенефициарный владелец может не обладать значительной долей в акционерном капитале (25%+ по общему правилу), — объясняет Дмитрий Магоня, управляющий партнер юридической фирмы Art De Lex. — Но будет таковым при меньшей доле, если он так или иначе имеет возможность контролировать действия компании (ст. 3 федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»)».
В отчете УГМК сообщается, что Данияр Камилов на 31 декабря 2022 года входил в совет директоров компании. Консультант, ранее работавший в одной из компаний «большой четверки», на условиях анонимности сказал Forbes, что получение небольшой доли в акционере УГМК и вхождение в совет директоров в принципе являются достаточными условиями для «признания» бенефициаром.
Например, связанная с Махмудовым и Бокаревым группа «Трансмашхолдинг» называла в своем отчете за 2021 год «конечной контролирующей стороной», то есть бенефициаром, Кирилла Липу. Липа — генеральный директор «Трансмашхолдинга», а его эффективная доля в кипрской Transmashholding Limited, материнской компании группы «Трансмашхолдинг», составляла 13,9%. При этом эффективные доли Махмудова и Бокарева на тот момент в «Трансмашхолдинге» были больше — около 20%, Бокарев также занимал должность президента компании.
В УГМК не ответили на запрос Forbes.
Не только металлургия
Данияр Камилов стал не только «бенефициарным владельцем» УГМК, но и младшим партнером Искандера Махмудова и Андрея Бокарева в других бизнесах.
Например, угольная компания «Кузбассразрезуголь», выручка которой по итогам 2022 года превысила 431 млрд рублей, раскрыла новую структуру акционеров. Если раньше УГМК принадлежало 52,7% акций, а почти все остальные акции были распределены между четырьмя кипрскими офшорами, то теперь большинство миноритарных пакетов «Кузбассразрезугля» принадлежат российским акционерам. Владельцем 8,6% акций угольной компании, по крайней мере на конец 2022 года, когда был составлен реестр акционеров, являлось ООО «Волирон». В России зарегистрирована только одна компания с таким названием. Ее контролирует Данияр Камилов. ООО «Волирон» расположен по тому же адресу, что и АО «Компания «БизнесГлобус» (как и еще 647 компаний, по данным СПАРК-Интерфакс). С апреля по июнь 2022 года гендиректором ООО «Волирон» был уже упоминавшийся Павел Савченко, управляющий одной из компаний Махмудова и Бокарева.
Другая компания Камилова — ООО «КТС» в 2022 году получила доли в нескольких бизнесах, связанных с Махмудовым и Бокаревым. Например, компания Камилова владеет 10% в ООО «Холдинг Транскомпонент». Это группа, производящая оборудование и компоненты для транспортного машиностроения. В ее состав также входит ООО «ПК Транспортные системы», выпускающее современные низкопольные трамваи. Другие владельцы ООО «Холдинг Транскомпонент» — «Виолан» Искандера Махмудова (20%) и «Элариум» Андрея Бокарева (20%).
Также компания Камилова теперь владеет 10% ООО «МПК», которому принадлежат 56,5% акций «Центральной пригородной пассажирской компании» — крупнейшего пригородного железнодорожного перевозчика, работающего на Московском транспортном узле и девяти регионах Центральной России (более 541 млн пассажиров в 2022 году). Выручка перевозчика по итогам 2022 года составила почти 63 млрд рублей. По 20% ООО «МПК» принадлежат холдингам «Виолан» Махмудова и «Элариум» Бокарева.
Кроме того ООО «КТС» опосредованно владеет долями в транспортно-логистическом операторе «Салаир» и других компаниях. Forbes не удалось связаться с Данияром Камиловым.