Башкирия может остаться без уникального памятника природы — озера Ургун — из-за Учалинского горно-обогатительного комбината (входит в Уральскую горно-металлургическую компанию — УГМК). Как рассказали Znak.com местные активисты, из водоема ушел огромный объем воды из-за того, что предприятие выкачивает ресурсы из соседнего озера, соединенного с Учалинским. Но УГМК и башкирские власти считают, что все в порядке. Подробности экологической проблемы — в материале Znak.com.
«Еще два года назад рыбаки начали бить тревогу»
Озеро Ургун — второе по величине в Республике Башкортостан. В нем есть редкие виды рыбы, лечебная грязь, а вода чистая и теплая. На берегу находятся поселки, где покупают коттеджи. Летом на берегу озера отдыхают местные жители. Само озеро и расположенный рядом Ургунский бор с 1965 года являются памятником природы.
Но с 2010 года вода из озера постепенно уходит. «Еще два года назад рыбаки начали бить тревогу, говорить, что вода уходит от мостков. Сначала берег ушел метров на 50, а сейчас мы уже видим, что на 100 метров берег ушел. Думаю, еще год-два такой промышленной эксплуатации, и озера просто не будет, оно превратится в болото», — рассказывает депутат Совета города Учалы Радик Акмурзин, который является членом инициативной группы по спасению озера.
В официальном обращении на имя главы Башкортостана Радия Хабирова содержатся другие цифры. Там говорится, что за последние десять лет по высоте вода ушла на два-три метра, а от берегов — на 8-10 метров. При этом только за 2020 года озеро обмелело на 5-6 метров от берега.
По мнению членов инициативной группы, причина обмеления Ургуна — Учалинский горно-обогатительный комбинат, который вполне официально забирает воду из соседнего Учалинского озера. Но влияет выкачивание воды на всю систему озер в этом районе.
Схема ухода воды
По словам депутата Акмурзина, фабрика на берегу озера работает давно, но во время СССР никаких проблем с водой в озерах не было. Вопросы возникли в 1990-е, когда предприятия приватизировали, на обогатительной фабрике началась модернизация и там поставили новые валы для дробления руды, которые мощнее и требуют больших объемов воды для работы.
Официально ГОК забирает воду из озера Большие Учалы — для этого у предприятия заключен договор с башкирскими властями. Но Учалинское озеро соединено трубой с озером Ургун, и эти данные отражены на схеме «Расположение источников водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий города Учалы», утвержденной еще в 1971 году, рассказывает эколог Эльвира Галлямова. Разработкой и утверждением схемы занимался сам комбинат вместе с местным «Водоканалом».
«На этой схеме четко показано, что на глубине озера Ургун проложена труба, она соединяется с Малыми Учалами. Уровень воды озера Ургун на 500 метров выше озера Учалы. Поэтому вода самотеком — без давления или насоса — автоматически уходит в Малые Учалы. Комбинат отчитывается, что берет 3% воды из озера Учалы, при этом сколько бы они ни выкачали из Учалов, столько туда же перетекает из озера Ургун. Это нигде не фиксируется», — объясняет схему эколог.
По словам Галлямовой, до 2010 года все было в порядке, уровень воды не падал до критического, потому что озеро Ургун весной наполнялось паводковой водой из реки Урал — для этого открывается плотина. Но в 2009 году в соседней Челябинской области, в городе Магнитогорске, была сильная засуха и было подписано межрегиональное соглашение, по которому Башкирия на год отказалась от воды из реки Урал. Но почему-то, говорит эколог, комбинат фактически пролонгировал годовое соглашение на 11 лет. Лишь в 2020 году инициативной группе удалось добиться, чтобы в озеро пустили воду из Урала, но Галлямова говорит, что это «капля в море».
Официальная позиция
Как сообщили Znak.com в пресс-службе Уральской горно-металлургической компании, АО «Учалинский ГОК» осуществляет забор воды из озера Большие Учалы «для технического водоснабжения на основании договора на водопользование с минэкологии Башкортостана». «При этом 97% воды для технических нужд используется из системы оборотного водоснабжения, и только 3% — за счет водозабора», — заявили на предприятии. Ту же самую информацию предоставляют активистам.
В официальном письме министерства экологии и природопользования республики на имя Галлямовой говорится примерно то же самое: министерство не заключало с предприятием договора на использование воды из озера Ургун.
В министерстве также сообщили, что обследовали озеро и информация о том, что Большие Учалы пополняются из Ургуна, подтвердилась. После этого ведомство попросило ГОК «рассмотреть возможность перекачки воды в озеро Ургун из реки Урал», а Академию наук Башкортостана попросили придумать рекомендации по спасению водоема. В конце письма при этом говорится, что низкий уровень воды в озерах может быть связан «с маловодным периодом».
В письме администрации Учалинского района говорится, что ГОК рассматривает вопрос о зарыблении озера и о «возможности переброски паводковых вод реки Урал в озеро Ургун».
Эколог Галлямова подтверждает, что в прошлом году представители комбината обещали создать рабочую группу и разработать план мероприятий по спасению озера, но глава инициативной группы его до сих пор не получила. Последний раз она ездила в ГОК на прошлой неделе, где ей сказали, что могут выдать какие-либо документы только по письменному запросу.
«В этом году вдруг включили [подачу воды] с Кургаша (еще одно озеро, которое входит в местный бассейн — прим. Znak.com). Но перед тем, как подать воду, надо было трубу отремонтировать. Труба в печальном состоянии, ей уже больше 40 лет. Пока вода с Кургаша идет, по пути везде вытекает. Больше я им не верю», — говорит Галлямова.
Ущерб всему району
Критической ситуация, по мнению главы инициативной группы, эколога Эльвиры Галлямовой, наступила в конце сентября 2020 года.
«Вся поверхность озера была усыпана сине-зелеными водорослями. Это цианобактерии, которые опасны для человека и для фауны. Они образуются, когда вода в озере начинает превращаться в болото в результате высыхания. Водоросли начинают активно цвести, за последние пять лет озеро цвело пять раз в год, хотя обычно цветет два раза. Озеро заилилось, его давно не чистили, потока воды нового нет», — рассказала Znak.com эколог.
По ее словам, из-за ситуации на одном озере страдает весь район.
«Ситуация печальная. У нас грунтовыми водами соединены все четыре озера: Калкан, Ургун, Учалинское и Карагайлы. Последнее — уже лужа. Скорее всего, в этом году опять на воде будут цианобактерии. Уже большое количество рыб, птиц исчезли с озера», — рассказывает Галлямова.
По ее словам, сейчас ее задача — добиться, чтобы власти вспомнили о статусе озера как памятника природы. По федеральному закону, ресурсы из таких памятников (то есть для озера — воду) использовать запрещено.
В ближайшее время инициативная группа собирается писать петицию президенту Владимиру Путину, а также готовит пакет документов в природоохранную прокуратуру РФ.