Группа «Кокс» (бренд «Промышленно-металлургический холдинг», ПМХ) – крупнейший экспортер товарного чугуна в мире, на его поставки приходится 12,5 млн т, или 15% всего экспорта. Зубицкий начал скупать акции Кемеровского коксохимического завода в 1993 г., впоследствии завод стал основой группы. Сейчас Forbes оценивает состояние депутата Зубицкого в $350 млн. Он владеет 26,77% акций головной компании группы – ПАО «Кокс». Другие крупные акционеры – двое его сыновей, Евгений и Андрей.
Но доля Бориса Зубицкого может снизиться, следует из обращения депутата к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву (документ опубликован на сайте суда). Зубицкий пишет, что в Замоскворецком суде Москвы рассматривается иск Галины Зубицкой. Это дело о разделе совместно нажитого имущества, уточняет представитель суда. Судья уже наложил арест на имущество депутата, в том числе на акции «Кокса», сообщает депутат в обращении. Представитель суда это подтверждает.
Зубицкий просит Лебедева защитить его акционерные права. Он указывает, что до наложения ареста намеревался передать 26,77% «Кокса» «в благотворительный фонд», потому что его сын Евгений, который голосует его акциями по доверенности, управлял компанией «недальновидно и непрофессионально», а решения «принимались во вред общей политике управления». Деталей Зубицкий не приводит. EBITDA «Кокса» за последние три года выросла почти вдвое до 13,4 млрд руб., но с 2013 г. предприятие убыточно. Помощник Зубицкого в Госдуме отказался передать вопросы депутату. Связаться с Зубицким-младшим не удалось.
Чистый долг «Кокса» на конец 2015 г. был 52,9 млрд руб. 39% заимствований – еврооблигации, остальное – банковский долг, говорится в презентации для инвесторов. В ковенантах по еврооблигациям есть условие «смены контроля», следует из проспекта бумаг: кросс-дефолт наступает, если доля семьи снижается ниже 40%. Если отец продаст свою долю, ковенанты нарушены не будут, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Ализаровская. Нет риска и если Зубицкая отсудит у бывшего мужа часть акций.
Если у Зубицких не было брачного договора, то бывшая супруга имеет право на 50% совместно нажитого имущества, говорит партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Успех раздела имущества в России зависит от того, напрямую или нет им владеют, напоминает Фролов (см. врез). По данным «СПАРК-Интерфакса», «Коксом» Зубицкий и сыновья владеют напрямую.
Своим обращением Зубицкий фактически усиливает позицию экс-супруги в суде, считает партнер корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Определение о наложении ареста на активы направлено как раз против того, что намеревался сделать Зубицкий, судя по его обращению к Лебедеву. По сути, ответчик сам подтвердил, что до решения суда по делу по существу намеревался передать имущество третьим лицам, говорит Панченков.
Правила развода
Пресненский суд Москвы в 2015 г. отказал Наталье Потаниной в претензиях на 15% «Норникеля», суд в ходе разбирательства пришел к выводу, что акции «Норникеля» не принадлежат Потанину. Судя по отчету самой компании, 30,4% акций «Норникеля» владеет кипрская Olderfrey Holdings Limited.