Группа «Сумма» Магомедова (его состояние Forbes оценил в $800 млн) второй раз за полтора года меняет руководителя. Как стало известно «Ведомостям», в марте свои посты оставят президент компании Владимир Каяшев и вице-президент по финансам и экономике Евгения Тюрикова. Об этом рассказали два источника, знакомые с топ-менеджерами «Суммы», и подтвердил представитель группы. «Каяшев остается в команде и более плотно сосредоточится на работе в советах директоров некоторых активов группы – в частности, в совете директоров Новороссийского морского торгового порта (НМТП)», – добавил представитель «Суммы».
Каяшев, бывший руководитель TPS Group Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, пришел в «Сумму» в октябре 2014 г., сменив Александра Винокурова, который работал президентом «Суммы» с 2010 г. Новым президентом может стать Лейла Маммедзаде, знает один из собеседников «Ведомостей». Представитель «Суммы» говорит, что Маммедзаде возвращается на должность операционного директора, которую она занимала в 2010–2013 гг., а также она будет исполнять обязанности президента. «Маммедзаде имеет большой опыт по созданию эффективных систем корпоративного управления, который будет полезен при руководстве бизнесом такого многопрофильного холдинга», – указывает представитель «Суммы». «Сейчас «Сумма» находится на этапе актуализации стратегии и формулирования задач для максимально эффективного развития активов, которые она объединяет. Этот процесс, который идет при моем непосредственном участии, потребовал в том числе ряда кадровых решений. Они проводятся в плановом режиме», – передал Магомедов через представителя.
До прихода в «Сумму» Маммедзаде работала в Halliburton и Royal Dutch Shell. В 2010 г., когда Магомедов был назначен председателем Делового консультативного совета АТЭС, Маммедзаде была исполнительным директором. Она писала в колонке для «Ведомостей», что тогда в течение года готовила встречу глав крупнейших корпораций азиатско-тихоокеанских экономик с президентом Владимиром Путиным
, но в последний момент ФСО решила поменять план прохода, едва не сорвав переговоры. «В итоге – ценой боли и нервов – все прошло, как и было задумано: 52 CEO c президентом поговорили <...> Тогда я приняла решение, что с этого момента буду работать только на себя», – писала Маммедзаде в ноябре 2014 г. В 2013 г. она учредила сеть кафе Puff Point.
Кто займет место вице-президента по финансам и экономике после ухода Тюриковой, неизвестно.
Основа бизнеса «Суммы» – транспорт и логистика. С «Транснефтью» группа на паритетных началах владеет 50,1% акций НМТП. Этот пакет они купили в 2011 г. более чем за $2 млрд. Во вторник на Лондонской бирже доля «Суммы» в НМТП стоила $245,6 млн. Весной 2012 г. «Сумма» и GHP Марка Гарбера скупили 71% транспортной группы Fesco за $1,23 млрд. На Московской бирже такой пакет стоит 5,3 млрд руб. ($69 млн по текущему курсу). Активы сейчас не в лучшем состоянии, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. НМТП держал на депозитах во Внешпромбанке, у которого отозвали лицензию, 18,7 млрд руб. ($245 млн по текущему курсу), сообщала компания. Из-за этого НМТП не будет выплачивать дивиденды за 2015 г., считают аналитики «ВТБ Капитала». В кризисе рынок перевозок. За девять месяцев 2015 г. выручка Fesco рухнула на 35,6% до $544 млн, а EBITDA – на 33% до $88 млн. При этом долговая нагрузка компании на 30 сентября – 5,9 EBITDA.
Кадровые перестановки произойдут и в Fesco, решение может быть принято уже на заседании совета директоров 25 февраля, рассказывает близкий к «Сумме» источник. По его словам, президентом Fesco будет назначен Александр Исурин, работающий старшим вице-президентом. «Исурин должен будет актуализировать стратегию Fesco и проанализировать возможности развития наиболее перспективных направлений логистики, таких как комплексные транспортные услуги формата 3PL и 4PL», – объясняет собеседник.
Смена менеджмента «Суммы» и Fesco позволит компании повысить эффективность операционной деятельности благодаря уникальному опыту Маммедзаде в нефтегазовой сфере и логистике нефтеналивных грузов, а также контейнерных перевозок и 3PL-логистики, благодаря более эффективной интеграции железнодорожных и портовых активов и развитию комплексных логистических сервисов, считает Бурмистров.