Как стало известно “Ъ”, наступили новые правовые последствия решения Генеральной прокуратуры, не утвердившей обвинение и отправившей на новое расследование уголовное дело в отношении бывших заместителей начальника Следственного департамента (СД) МВД Александра Краковского и Александра Бирюкова, а также следователя Александра Брянцева, которым инкриминируется злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. После освобождения из СИЗО фигурантов Басманный райсуд отказался продлевать арест денег, изъятых во время обыска в подмосковной квартире господина Бирюкова. Суд решил, что криминальное происхождение наличности не доказано следствием, да к тому же она принадлежит членам семьи генерал-майора юстиции. Это решение, по данным “Ъ”, лишь начало череды исков и жалоб, подготовленных фигурантами развалившегося дела, которые хотят теперь вернуться на службу в МВД.
Ходатайство о продлении срока ареста имущества Александра Бирюкова в райсуд направил следователь ГСУ СКР Сергей Засимов, входящий в следственную группу по его уголовному делу. Речь в заявлении шла о деньгах, изъятых во время обыска в квартире тогдашнего замглавы СД МВД в подмосковной Опалихе. Обыск проходил 2 апреля 2020 года, на следующий день после начала расследования по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), которое с подачи главного управления собственной безопасности МВД лично санкционировал председатель СКР Александр Бастрыкин. По версии следствия, руководители СД МВД приняли решение о передаче дела московского девелопера Альберта Худояна из столичной полиции в свое ведомство, а господин Брянцев не только снял арест с фигурирующей в деле недвижимости, но и поспособствовал переводу бизнесмена из СИЗО под домашний арест, якобы рассчитывая затем получить от него крупное вознаграждение. Свою вину никто из фигурантов с самого начала не признавал. Отрицал причастность к возможным фактам коррупции и господин Худоян.
Следователи же СКР, обнаружив в квартире генерал-майора Бирюкова небольшую сумму в валюте — $28,4 тыс., €9,78 тыс., £215, а также 40 тыс. руб., были уверены, что это часть взятки, якобы уже переданной сотрудникам СД МВД девелопером Худояном за развал его уголовного дела о мошенничестве.
В свою очередь, генерал Бирюков настаивал на законном происхождении наличности и даже объяснял своим коллегам из СКР прямо во время обыска, что деньги принадлежат не ему, а жене, которая занимается бизнесом, и его дочери.
Они, отметил Александр Бирюков, по возможности покупали валюту, желая уберечь сбережения от инфляции. Этим и объясняется ее разнообразие и неровное количество средств, а рубли — это «заначка» для следующего обмена. Эту информацию подтвердили и обе женщины, которые предоставили следователям соответствующие документы. Стоит отметить, что во время обысков в квартирах и кабинетах остальных фигурантов громкого дела — Александра Краковского и Александра Брянцева — наличных денег обнаружено не было.
Однако на позицию следствия эти данные никак не повлияли: господина Бирюкова о происхождении денег больше не допрашивали, а изъятая в Опалихе наличность была признана вещественным доказательством и отправлена на дактилоскопическую и молекулярно-генетическую экспертизы. С их помощью в СКР намеревались идентифицировать отпечатки пальцев и следы биоматериалов на самих купюрах и резинках, которыми они были перевязаны, очевидно полагая, что следы мог оставить и Альберт Худоян. Впрочем, проведенные исследования ничего не дали следствию: никаких отпечатков или иных следов Александра Бирюкова, девелопера Худояна и других фигурантов дела на купюрах и резинках эксперты вообще не обнаружили.
Несмотря на это, 17 декабря 2020 года Басманный суд изъятую наличность арестовал, удовлетворив ходатайство следователя Засимова. Поддержать продление этого ареста в райсуд приехал уже начальник следственной группы Максим Шишов. Он попросил ходатайство своего подчиненного удовлетворить, посчитав, что никаких препятствий для такого решения у суда нет. Однако, как выяснилось во время заседания, правовая ситуация вокруг изъятых купюр уже кардинально изменилась.
Так, защита господина Бирюкова напомнила судье, что в конце 2020 года ее коллеги из того же райсуда признали действия следователя, изъявшего эти деньги, незаконными и необоснованными.
Причем данные об этом решении в ходатайстве следователя отсутствуют, обратили внимание адвокаты генерал-майора. Также защита отметила, что из поданного ходатайства трудно понять, о каких точно деньгах идет речь, так как, судя по протоколу обыска, на который ссылается следователь, валюта и рубли почему-то были изъяты 2 апреля не в Опалихе, а в подмосковном Красногорске.
Адвокат Павел Лапшов, отдельно напомнив суду о выводах следственных экспертиз, предоставил документы о принадлежности всей суммы жене и дочери генерала Бирюкова, настаивая, что это их личные накопления, которые не имеют отношения к расследованию и должны быть возвращены владельцам.
Выслушав эти аргументы сторон, Басманный суд резюмировал, что СКР не представил ему «каких-либо достоверных сведений о принадлежности» изъятых денег, а также доказательств якобы преступного характера их получения фигурантом.
Более того, напомнив, что в январе 2021 года постановление следователя о признании купюр вещдоками было отменено его руководителем Павлом Горячевым, суд отказал в удовлетворении нового ходатайства.
Как пояснил “Ъ” адвокат Лапшов, решение о наложении ареста на изъятые у Александра Бирюкова деньги ранее уже отменил Мосгорсуд, и нынешнее заседание стало пересмотром ходатайства следователя. «В изменившихся за это время условиях следствие получило справедливый отказ суда».
Стоит отметить, что после разгромного заключения генпрокурора Игоря Краснова, который полностью поддержал выводы своего первого заместителя Анатолия Разинкина, не нашедшего в материалах расследования доказательств вины следователя Брянцева, а также генералов Бирюкова и Краковского, уголовное дело было направлено на новое расследование, а обвиняемые освобождены из-под стражи. Теперь фигуранты расследования намерены подать целую серию жалоб и исков. Так, по данным “Ъ”, все трое будут обжаловать решения о своих увольнениях, считая их незаконными. Соответствующий иск Александра Краковского к МВД уже находится в суде — его рассмотрение намечено на август. Готовятся жалобы и о признании незаконными различных следственных действий.