В деле бывшего председателя правления АКБ «Мособлбанк» Виктора Янина, арестованного по делу о хищении 400 млн рублей у вкладчиков, может появиться новый эпизод. Как выяснили следователи, банкир активно пользовался удостоверением помощника депутата Госдумы Анатолия Аксакова. В связи с этим Следственный департамент (СД) МВД попросил главу аппарата Госдумы Джахан Поллыеву проверить, является Янин помощником депутата, и если является, то получил ли он этот статус законным путем. Сам Аксаков рассказал «Известиям», что такой помощник у него действительно был, но обладал лишь статусом «общественника», поэтому никакого правового иммунитета он не имеет.
Следователи решили проверить удостоверение помощника депутата, датированное июнем 2012 года, которое предъявил им Янин.
— Следствие просит руководителя аппарата Госдумы проверить само удостоверение, а также уточнить, заключался ли с Яниным срочный трудовой договор и выдавалось ли распоряжение о его приеме на работу, — рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах.
Сам депутат, зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что Виктор Янин с 2013 года и до последнего времени действительно был его помощником на общественных началах.
— Он занимался в избирательном округе в Чувашии организацией праздников для пожилых людей, мероприятий для молодежи, — рассказал «Известиям» Аксаков. — Однако после того, как против Янина было заведено уголовное дело, мандат у него был отозван.
По словам парламентария, Янин всегда вел себя доброжелательно и отрицательного впечатления не производил. Он активно участвовал в деятельности банковской ассоциации, помогал в проведении различных мероприятий.
Депутат отметил, что Янин не обладал правовым иммунитетом.
— Мандат помощника депутата никаких преимуществ его владельцу не дает, кроме дополнительной ответственности и обязательств. Естественно, этот документ не предоставляет никакого иммунитета от следствия и судебных решений. Поэтому мне странно слышать, что кто-то козыряет корочкой помощника депутата, — сказал Анатолий Аксаков
Эксперты также говорят, что статус помощника депутат не ограждает человека от уголовного преследования.
— Единственное ограничение, которое существует у правоохранительных органов в отношении помощников депутатов, — после задержания, ареста или привлечения к ответственности помощника депутата Госдумы они обязаны незамедлительно проинформировать об этом самого депутата, — пояснил «Известиям» старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков. — При этом нужно отметить, что зачастую правоохранительные органы направляют запросы в Госдуму с просьбой подтвердить должности помощников депутатов из-за участившихся преступлений, связанных с продажей должностей.
Так, в мае этого года депутат Госдумы Константин Ширшов был приговорен к 5 годам лишения свободы за причастность к афере по продаже депутатского мандата за €7,5 млн. Два его подельника — экс-руководитель протокольного отдела партии «Справедливая Россия» Леонид Карагода и экс-помощник депутата Госдумы от этой же партии Константина Бесчетнова Владимир Мясин — пошли на сделку со следствием и получили 2,5 и 3 года колонии общего режима соответственно.
Юрист также отметил, что проверить помощника депутата, который работает на общественных началах, крайне сложно.
— С «общественником» даже могут не подписывать никакой договор, — добавил Владислав Цепков. — Таких помощников можно плодить сколько угодно в отличие от штатных, число которых ограничено законом. Многие депутаты этим злоупотребляют, а получившие корочку пытаются приписать себе определенные привилегии. У нас в силу советского менталитета есть представление, что человека, являющегося помощником депутата, нужно везде пускать, их не штрафуют на дороге, потому что боятся связываться, и пр.
Напомним, что бывший председатель правления АКБ «Мособлбанк» Виктор Янин был арестован в конце июля после того как был вызван на допрос в качестве свидетеля по делу о хищении средств вкладчиков на общую сумму в 400 млн рублей. Янину было предъявлено обвинение по статье 160 УК («Присвоение и растрата в особо крупном размере»), за что ему грозит до 10 лет лишения свободы.
По версии следствия, Янин с другими сотрудниками банка заключали договоры кредитования на своих подчиненных, их родственников и знакомых. При этом им сообщалось, что никакими негативными последствиями им это не грозит, потому что банк погасит долговые обязательства, а сами средства якобы нужны на технические нужды. По версии следствия, в результате этих махинаций Янин с компаньонами похитили более 400 млн рублей, а долг остался на заемщиках.