Тупиковые ветки: зачем РЖД продает долю в «Аэроэкспрессе»

Источник
Госмонополия одобрила продажу 25% «Аэроэкспресса», на развитие которого было потрачено 46 млрд рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок?
Электрички «Аэроэкспресса», как часы ходившие во время Олимпиады от аэропорта в Адлере до Красной Поляны, перевезли 3,5 млн пассажиров. Туристы остались довольны — быстро, удобно, комфортно. Эта же компания доставляет пассажиров из Москвы, Казани и Владивостока в близлежащие аэропорты. Бизнес налажен, на маршруте Белорусский вокзал — Шереметьево зачастую не хватает сидячих мест. Чистая прибыль «Аэроэкспресса» за девять месяцев 2013 года составила 442 млн рублей.

Между тем в последнее время в компании происходят важные события. Что за ними стоит?

В середине февраля 2014 года совет директоров ОАО «РЖД» одобрил продажу 25% «Аэроэкспресса» предпринимателю Сергею Глинке и Татьяне Ликсутовой, бывшей жене Максима Ликсутова 157, заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ликсутов развелся с женой летом 2013 года, а в конце 2012-го продал свою часть совместного с Глинкой бизнеса. У РЖД останется 25% «Аэроэкспресса», у Глинки и Ликсутовой будет 50%, еще 25% — у бизнесменов из списка Forbes Искандера Махмудова 15 и Андрея Бокарева 74.

РЖД стала акционером «Аэроэкспресса» в 2008 году, когда выкупила 50% компании у аэропорта Шереметьево и структур Глинки и Ликсутова за 60 млн рублей (такие цифры называл вице-президент РЖД Валерий Решетников). Через шесть лет за 25% «Аэроэкспресса» РЖД выручит около 500 млн рублей. Зачем продавать актив, стоимость которого выросла на порядок?

По словам представителя РЖД Екатерины Герасимовой, у монополии нет денег для инвестиций в этот проект.

Сейчас у «Аэроэкспресса» семь собственных поездов и 18 арендовано у РЖД. Именно РЖД закупает подвижной состав для «Аэроэкспресса», стоимость одного поезда ЭД4М составляет примерно 280 млн рублей. Но затраты на поезда — мелочь по сравнению с вложениями в железнодорожные пути. Первый маршрут «Аэроэкспресс» запустил в 2002 году по действующей железнодорожной ветке от Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово. Второй маршрут, с Киевского вокзала до Внуково, был открыт в 2005 году, на модернизацию линии РЖД потратила 646 млн рублей. Десятого июня 2008 года «Аэроэкспресс» стал курсировать от Савеловского вокзала до Шереметьево, на строительство новой ветки и электрификацию РЖД потратила 4,8 млрд рублей. В 2009 году электрички «Аэроэкспресса» поехали в Шереметьево от Белорусского вокзала, инвестиции РЖД увеличились еще на 300 млн рублей.

Дальше начались проекты федерального значения с гораздо большими цифрами. Начало работы в Сочи в феврале 2012 года стало возможным после строительства нового участка дороги, двух тоннелей, трех эстакад и вокзала общей стоимостью 9,8 млрд рублей. В июле 2012 года перед саммитом АТЭС «Аэроэкспресс» начал работать на линии от Владивостока до аэропорта Кневичи, которая обошлась в 8 млрд рублей. Туристы и спортсмены проходившей в 2013-м Универсиады в Казани тоже добирались из аэропорта в город на «Аэроэкспрессе», здесь затраты на инфраструктуру составили 10,6 млрд рублей. 

Суммарно линии «Аэроэкспресса» обошлись РЖД и госбюджету более чем в 34 млрд рублей (без учета закупок подвижного состава). Инвестиции самой компании в развитие бизнеса, по словам генерального директора «Аэроэкспресса» Алексея Криворучко, составили 12 млрд рублей.

Однако на всех направлениях, кроме маршрутов до Шереметьево и Домодедово, перевозки «Аэроэкспресса» остаются убыточными.

Компенсировать потери должны региональные власти. В Сочи договориться не удалось. И хотя на электричках красовалась надпись «Аэроэкспресс», с 1 мая 2013 года перевозками занималась РЖД. «Аэроэкспресс» по агентскому договору предоставил монополии свой персонал и систему продажи билетов. На этот маршрут, по словам Екатерины Герасимовой, «Аэроэкспресс» уже не вернется.

Правительство Татарстана выделило «Аэроэкспрессу» компенсацию в размере 25 млн рублей, но это покрыло лишь половину убытков, которые компания понесла в республике в 2013 году. Во Владивостоке по итогам 2013 года убыток достиг 110 млн рублей (в 2012 году — 70 млн рублей). «Вопрос о компенсации убытков пока остается открытым, что в целом неблагоприятно сказывается на планах компании по успешному развитию проекта во Владивостоке, — говорит Криворучко. — Но мы активно ведем переговоры с местной администрацией об объеме субсидирования перевозок».

Везде, кроме Москвы, зачастую превращающейся в одну сплошную автомобильную пробку, авиапассажиры предпочитают «Аэроэкспрессу» наземный транспорт, который удобнее и дешевле. В составе «Аэроэкспресса» 472 пассажирских сидячих места, в конце 2013 года в Казани загруженность «Аэроэкспресса» составила в среднем 40 пассажиров, во Владивостоке — 100 пассажиров.

Компания компенсирует убытки в регионах за счет прибыльных московских маршрутов. «Отношение властей ко всем успешным перевозчикам одинаково, — говорит руководитель крупной железнодорожной пассажирской компании. — Если на каком-то участке ты получаешь прибыль, то должен самостоятельно компенсировать убыток на другом».

Как долго «Аэроэкспресс» будет перевозить пассажиров в регионах? По мнению руководителя исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, как только РЖД оформит продажу 25% акций из своего пакета, «Аэроэкспресс» начнет уходить с убыточных направлений. Скорее всего, как и в Сочи, на железнодорожные ветки выйдет РЖД, ведь других претендентов на перевозки здесь нет.
Персоны Компании
Вагончик тронется — «откат» останется
Во время спецоперации на Павелецком вокзале сошлись интересы разных подразделений ФСБ. Среди бенефициаров масштабной коррупционной схемы пострадавших нет.
Крымский Клондайк
Кто получит выгоду от нового мегапроекта.
Бунт идеальной жертвы
История Максима Блинкова, бросившего вызов Системе — судам и ФСБ.
Топ-менеджера МЖД задержали за аферу с Малым кольцом
Следователи и служба безопасности РЖД подозревают начальника инвестиционной службы Московской железной дороги Андрея Солдатенко и его подельников в хищении 122 млн рублей.
Закрома Родины: как бизнесмены работают с Росрезервом
Росрезерв — это государство в государстве, надежно скрытое от посторонних глаз завесой тайны. Как бизнес извлекает пользу из сотрудничества с одной из самых закрытых структур?
Лоббисты в зоне
Крупные корпорации используют ОЭЗ для сокращения налогов. 
С долгом наперевес
Когда для Игоря Зюзина наступит очередной "черный вторник".
На подъемнике: как обладатель Кубка СССР стал строителем горнолыжных курортов
Бывший член сборной СССР по слалому Дмитрий Новиков после завершения спортивной карьеры превратился в успешного господрядчика. Сохранит ли он первенство после Олимпиады?
Экономика госзаказов: правила игры меняются, но не для королей
Государство за прошедший год стало тратить денег на госзаказы меньше, но у крупнейших господрядчиков, многие из которых хорошо знакомы с Владимиром Путиным, пока все в порядке.
«Ликсутовцы» снова оскандалились
Вокруг «Аэроэкспресса» опять разразился скандал.
Отечественное кулуаростроительство
Строить стадионы к чемпионату мира по футболу-2018 будут компании, отобранные правительством в ручном режиме и за закрытыми дверями. 
Князь РЖД
Подобно удельному князю древней Руси Владимир Якунин правит вертикально интегрированной РЖД как наместник, поставленный «на кормление». 
Счетная палата обнаружила завышение расходов при строительстве трассы Москва — Петербург
Обход Вышнего Волочка обошелся на 6,6 млрд дороже плана — его строит «Мостотрест», получивший контракт без конкурса; совладельцы компании — Аркадий и Игорь Ротенберги.
Олимпийский тариф
Способна ли сочинская стройка окупить себя.
Под носом у Якушева проводят экологическую диверсию
Население подозревает структуры Якунина.
В арбитраже нашлись признаки мошенничества и взятки
Александр Бастрыкин просит ВККС разрешить завести дело на судью.
Как Болонкин МВД победил
Карьера человека, который взял на себя ответственность за DDoS-атаки на сайты ведущих российских СМИ, складывается все успешнее, а следствие вообще не складывается.
Мишарина ждет кабинет президента
Путин компенсирует чиновнику публичное унижение.