Неприятностей у совладельца холдинга «Африка Исраэль» (Africa Israel Investments) Льва Леваева становится все больше. Чистый убыток его девелоперской компании AFI Developmen вырос более чем в 2,5 раза - с $20,7 млн в 2015 году до 55,7 млн в 2016 году. Даже ТРЦ «Афимол сити», который считается флагманским проектом, обеспечил $48,2 выручки за девять месяцев, снизив показатель на 12 % по сравнению с предыдущим годом. Лев Леваев пытается спасти бизнес всеми силами. Но нет уверенности, что ему это удастся сделать.
На грани банкротства
В марте прошлого года ВТБ был намерен потребовать у AFI Developmen досрочно погасить кредиты на общую сумму более $608 млн. В результате сторонам все же удалось договориться о реструктуризации долга. И ВТБ не стал забирать у Льва Леваева «Афимол-сити» и «Аквамарин-3». СМИ обращают внимание на то, что и у головной компании Africa Israel Investments Льва Леваева все обстоит также далеко не блестяще. По состоянию на 31 марта 2016 года общая задолженность компании по трем облигационным займам с погашением в 2023—2025 годах составляет около $750 млн. Есть большие сомнения по поводу того, что бизнес Леваева может справиться с такими долгами. Велика вероятность того, что Africa Israel Investments может просто обанкротиться.
Стать избранным
А начиналось все жизнеутверждающе. Лев Леваев родился в Ташкенте. Позже семья эмигрировала в Израиль, и приехала туда не с пустыми руками: отец Леваева Авнер контрабандой вывез бриллиантов на 1 млн долларов. Вероятно, скупщики алмазов, принимая во внимание безвыходное положение Леваевых, решили сбить цену на камни. В итоге за алмазы предложили $200 тысяч. Пятнадцатилетний Лев Леваев поклялся тогда отомстить алмазным торговцам.
Можно сказать, что клятву свою он выполнил. Леваев занялся огранкой алмазов. В конце 1970-х он открыл в Израиле гранильный завод. Цены на алмазы росли, и огранщики стали инвестировать в камни. Но вскоре рынок обвалился, банки отказались кредитовать огранщиков и многие из них разорились. А Лев Леваев проявил мудрость - не поддался общему оптимизму. Он не стал брать кредиты под залог, и в момент паники в рядах производителей алмазов сумел расширить свое производство. Лев Леваев стал использовать новые виды обработки камней, в том числе лазерные технологии. А потом пришел успех, Леваев стал одним из крупнейших производителей бриллиантов. De Beers предложила ему стать избранным покупателем алмазов компании. А в конце 1980-х советское правительство, стремясь модернизировать гранильную промышленность, обратилось к Льву Леваеву. Так в 1990 году в Москве было создано СП «Руиз Даймондс».
В конце 1990-х принадлежавший Льву Леваеву холдинг Afrika Israel Investments приобрел акции российской инвестиционной группы «ЦентрИнвест». А в 1997 году Leviev International Diamonds (LID) стала одним из учредителей пермского российско-израильского гранильного завода «Кама-Кристалл». У компании были бонусы: на три года сохранялась право выкупа из Гохрана 20% ювелирных пермских алмазов. СМИ сообщали и о связи Льва Леваева с алмазным бизнесом в Якутии. Известно, что его компания «Руиз Даймондс» стала крупнейшим и практически монопольным покупателем «Алросы». Льва Леваева упрекали в том, что он якобы способствовал разорению российских гранильных заводов. Это, по всей видимости, было сделано затем, чтобы продавать сырье созданным вместо них мелким гранильным производствам самого Леваева, а поскольку основная их часть являлась российско-израильскими, алмазное сырье приобреталось ими с 15-процентной скидкой. Есть предположение, что это позволяло Леваеву легализовать контрабандный вывоз алмазов на огранку в Израиль.
Эксперты отдают должное предприимчивости Льва Леваева, но полагают, что основой его бизнеса были все же связи в Роскомдагмете, Гохране и других госсторуктурах. В частности, поговаривают, что многим Леваев может быть обязан полпреду в ДФО Юрию Трутневу. Ведь именно когда Юрий Трутнев руководил Пермским краем, Леваеву удалось приватизировать пермскую алмазодобывающую компанию и вывозить уральские алмазы за границу.
Только бизнес
Впрочем, интересы Льва Леваева присутствовали не только в России. Он не брезговал иметь дело с людьми, у которых, что называется, «руки по локоть в грязи». Так, например, в 1996 году ООН наложила санкции на покупку алмазов у ангольских мятежников. А Лев Леваев, использовав с выгодой для себя гражданскую войну в Анголе, купил 16 процентов одного из самых больших в стране алмазных рудников. Потом структура Льва Леваева получила от ангольских властей эксклюзивное право на добытые алмазы. А потом Леваев решил начать бизнес в Намибии. Он приобрел 37% акций компании Namibian Minerals Corp. (Namco).
Никаких негативных последствий для Леваева эти сделки в Африке не принесли. Скандал случился позже, в 2006 году. И он был связан с контрабандой необработанных алмазов. Льва Леваева заподозрили в том, что превышал квоту с помощью подставных лиц. Впрочем, для бриллиантового короля все закончилось хорошо. СМИ подозревают, что без хлопот высокопоставленных чиновников в этом деле не обошлось. Интересно, что неприятности у Льва Леваева начались именно в Израиле. Похоже, что в 2008 году он мог быть связан с такими одиозными личностями как бизнесмены Аркадий Гайдамак, Зеэва Розенштейн и Михаил Черный. Высказывались подозрения, что Гайдамак, Черный и Розенштейн могли приобретать или продавать недвижимость по более выгодным условиям, а также получать льготы в налогообложении. Но обошлось и в этот раз.
Некоторые эксперты считают, что интерес силовиков Израиля и России в случае крушения Afrika Israel Investments может появиться вновь. Впрочем, велика вероятность, что Лев Леваев сможет выкрутиться из непростого положения. У бриллиантового короля еще осталось немало людей, которые наверняка поддержат его в трудную минуту.