На борьбу с распространением коронавируса в России по поручению Владимира Путина выделят два миллиарда рублей. Ранее президент в Нацплане по противодействию коррупции особо обозначил задачи МВД и ФСБ по пресечению хищений в этой сфере. Как показывает опыт полутора последних лет, на ковиде пытались заработать многие, и зачастую эти попытки оставались безнаказанными. О коррупционных схемах чиновников и приближенных к ним предпринимателей — в обзоре ПАСМИ.
Спасение миллиардов
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 2 млрд рублей на мероприятия по борьбе с распространением COVID-2019 и других инфекций. Как отмечается на сайте правительства, часть средств направят на создание ПЦР-центров, которые откроются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Также планируется профинансировать лабораторные комплексы, предназначенные для разработок в сфере биохимии и диагностики. Кроме того, предусматривается дооснащение уже имеющихся медцентров специальной аппаратурой. Источником средств станет резервный фонд правительства.
Данное распоряжение принято по итогам послания президента России Федеральному собранию. А за месяц до его подписания Владимир Путин поручил ведомствам Владимира Колокольцева и Александра Бортникова уделить особое внимание пресечению хищений бюджетных средств, выделяемых на борьбу с распространением инфекции, а также с их нецелевым использованием. Детали и сроки выполнения прописаны в «Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы». Согласно документу, особое внимание силовики должны уделить выявлению и пресечению фактов взяточничества и предоставления аффилированным коммерческим структурам неправомерных преимуществ при госзакупках.
Триллионы вне конкуренции
Практика последних двух лет показала: главная беда “эпидемических” тендеров — это упрощение процедуры закупок. Пандемия была признана обстоятельством непреодолимой силы, и многие госструктуры получили право осуществлять закупки без конкурса — у единственного поставщика. По данным Счетной палаты, из-за коронавируса лишь четверть госконтрактов в России заключается на конкурентной основе. Хотя в Нацплане развития конкуренции в России на 2018–2020 годы сокращение практики закупок у единственного поставщика фигурировало как одна из целей, указали аудиторы Алексея Кудрина.
Они подсчитали, что в 2020 году общая стоимость неконкурентных закупок составила порядка 6,6 трлн рублей. А по данным журналистов, свыше пятой части всех коронавирусных закупок вообще оказались секретными. Так, закрыты сведения о контрактах Минобороны, при том, что в прошлом году бюджет выделил ведомству Сергея Шойгу на связанные с коронавирусом закупки и работы около 13,5 млрд рублей. Что касается объемов, то больше всего денег — 18,7 млрд рублей — в 2020-м прошло через Минпромторг. Тогда как совместные траты Минздрава, Роспотребнадзора и ФМБА составили всего 15,4 млрд рублей.
Главным бенефициаром «коронавирусных» закупок оказался «Ростех». Корпорации Сергея Чемезова достался каждый десятый «коронавирусный» рубль.
Смертельная монополия
Прошлой весной выяснилось, что подведомственное “Ростеху” предприятие еще до пандемии наладило монополию на поставки аппаратов ИВЛ. Речь идет об Уральском приборостроительном заводе в Свердловской области. УПЗ производит несколько типов аппаратов искусственной вентиляции легких. Самый известный из них — «Авента-М».
Но покупать ИВЛ у структуры «Ростеха» многие больницы отказывались, выбирая зарубежное качество. Однако, правительство под видом импортозамещения пролоббировало продвижение техники, вытеснив иностранных производителей медоборудования из российских закупок. Избавившись от зарубежных конкурентов, “своих” завод обошел, наладив торговлю техникой через аффилированные компании. Как выяснили журналисты, производитель подобрал себе дилеров для продажи, которые выдавали технику «Авента-М» за оборудование другой марки. В итоге цены на аппараты ИВЛ возросли в разы.
А в мае 2020 года выяснилось, что дорогая техника может быть еще и смертельно опасна. В больнице имени Спасокукоцкого в Москве и в больнице Святого Георгия в Санкт-Петербурге произошли пожары с летальным исходом, связанные с аппаратами «Авента-М». В обоих случаях возгорания началось из-за замыкания в технике Уральского завода. После чего оборудование “Ростеха”, ранее подаренное Россией США, американские власти вернули назад.
Эпидемия накруток
Немало вопросов при закупках аппаратов ИВЛ возникло и к организаторам торгов. Так, многие регионы приобретали жизненно необходимое медоборудование по ценам, превышающим московские и питерские расценки. Например, в Краснодарском крае стоимость одного аппарата составила порядка 3 млн рублей, тогда как в столицах аналогичная аппаратура обходилась около 2 млн. Факты переплаты были обнаружены в Московской, Волгоградской, Тюменской и Вологодской областях, а также в Дагестане. В кавказской республике заключили целый ряд контрактов общей суммой 114 млн рублей с индивидуальным предпринимателем из Московской области, который до этого специализировался исключительно на продаже недвижимости. Аппараты ИВЛ в северокавказскую республику он поставил по вдвое завышенным ценам.
Оригинальный подход к выбору поставщиков продемонстрировал и «Госпиталь для ветеранов войн» в Санкт-Петербурге. Контракт на поставку защитных медицинских костюмов более чем на 1 млрд рублей администрация лечебного учреждения отдала компании рэпера Tony VA (настоящее имя — Антон Ватель) — ООО «Рэд Стар». По данным жрналистов, наценка составила 30%.
«Маржа поставщика кажется запредельной, особенно если учитывать, что для проведения данной торговой операции не требуется никаких усилий, кроме владения компьютером на уровне непродвинутого пользователя», — отмечала «Новая газета». Удачу молодого рэп-исполнителя, которого выбрали в качестве единственного поставщика, издание объясняет его связью с Романом Ротенбергом.
Странную позицию в выборе поставщиков продемонстрировали и в московском Департаменте здравоохранения. К примеру, стройку на 130 млн рублей представители столичной администрации под предлогом пандемии отдали компании с одним сотрудником — ООО «Монтажконструктив». Причем, половину выделенных средств подрядчик смог освоить уже через два дня после заключения контракта.
А в Тюменской области местные власти доверили дезинфекцию подъездов во всех жилых домах города компании «Эсфинанс», которая годом ранее была внесена в реестр недобросовестных поставщиков и не могла участвовать в государственных закупках. За каждый день работы дезинфекторы получили по 1,83 млн рублей, при этом горожане проведения работ не заметили. Зато журналистывыяснили, что собственником «Эсфинанс» является Алексей Самкаев, сын бывшего депутата Тюменской гордумы, почетного консула Республики Корея Игоря Самкаева.
Кроме того, в Тюменской области были обнаружены “экстренные” поставки одноразовой посуды и средств индивидуальной защиты со стопроцентной накруткой. Общая сумма контрактов превысила 35 млн рублей. Поставщиком оказался организатор нефтегазовых конференций — ООО “Центр международных связей”, а заказчиком — областной медцентр «Резерв». Позднее заказы на неконкурентной основе на 25 млн рублей у него получила еще одна организация, далекая от медицинского профиля, — ООО «Выставочно-конгрессное агентство «Шелковый путь». Цены у нового контрагента также оказались значительно выше среднерыночных.
Крайние регионы
Впрочем, если оценивать масштабы возможного ущерба от нарушений, то с Москвой регионам тягаться сложно. Так, в 2020-м правительство Сергея Собянина уличили в приобретении сотен тысяч неэффективных китайских тестов на антитела к коронавирусу под видом голландских. Столичный департамент здравоохранения закупал их по завышенным ценам у компании «Биотэк». Впрочем, в Департаменте выдвинутые обвинения опровергли, заявив, что страной-производителем все же являются Нидерланды.
При этом, среди подчиненных Сергея Собянина уголовных дел, связанных с “коронавирусными” поставками, пока не было, а вот зачистки на уровне регионов периодически проводятся. Так, за последние два года были задержаны главы Минздрава Республики Алтай, а также Иркутской и Омской областей.
Экс-министр здравоохранения Алтая Сергей Коваленко, по версии следствия, через своего помощника Рустама Туюнчекова брал взятки в обмен на поддержку предпринимателей в тендерах на поставку медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты. При обыске правоохранители обнаружили у Коваленко тайник в уличном туалете, где было спрятано почти 6 млн рублей. В итоге, министр и его помощник стали фигурантами нескольких уголовных производств. Впрочем, дела в отношении двух бизнесменов-взяткодателей суд прекратил в сентябре 2021 года. Поводом стало их раскаяние.
Бывшая глава Минздрава Иркутской области Наталия Ледяева была арестована также по делу о поставках СИЗ. Следствие вменяет ей хищение 25 млн рублей. По тому же производству проходит сын чиновницы — бизнесмен Илья Белоусов. Сейчас Ледяева находится под домашним арестом, и развития в деле, по данным местных СМИ, нет.
Еще один региональный экс-министр — Ирина Солдатова — успела скрыться от следствия за границей. Чиновница из Омской области обвиняется в превышении полномочий при проведении госзакупок. Казначейство обнаружило в местном министерстве здравоохранения нарушения на 920 млн рублей. Причем, и сама проверка, и уголовное дело оказались последствиями крупного регионального скандала. В конце октября 2020 года машины скорой с больными, которых не удалось госпитализировать из-за нехватки мест, приехали к зданию Минздрава Омской области и включили сирены.