«Транснефть» подвела Путина с синтезом

Источник
«Транснефть» рискует испортить репутацию лучшей экономической зоне (ОЭЗ) России и не выполнить взятые на себя обязательства перед президентом РФ Владимиром Путиным.
Открывшийся год назад в ОЭЗ «Алабуга» завод корпорации работает вхолостую (больше половины продукции остается на складах), а целесообразность затрат на его строительство проверяют аудиторы.

Предприятие «Транснефть-Синтез» было запущено на территории ОЭЗ «Алабуга» полтора года назад. Оно специализируется на производстве противотурбулентных присадок (ПТП) – веществ, необходимых для увеличения производительности трубопроводов и снижения затрат при транспортировке нефти. Предполагалось, что завод полностью закроет потребности российских нефтяных компаний в ПТП, ранее закупаемых только за рубежом. Однако за полтора года его работы этого не произошло.

«Сдан в эксплуатацию завод в Татарстане, который был построен с нуля в рамках программы импортозамещения, завод, который производит противотурбулентные присадки. И теперь мы полностью закрываем потребности как самой “Транснефти”, так и потребителей ближнего зарубежья. То есть, по сути дела, из импортеров мы теперь превращаемся в экспортеров и выходим на внешний рынок», – отчитывался в мае 2020 года на встрече с Владимиром Путиным глава «Транснефти» Николай Токарев.

На открытии «Транснефть-Синтеза» звучало, что до конца 2019 года планируется выпустить 600 тонн присадок, затем – производить до 3 тыс. тонн присадок в год. В дальнейшем по мере введения в эксплуатацию всей необходимой инженерной инфраструктуры объем выпускаемой продукции должен увеличиться до 10 тыс. тонн в год.

О планах на 2020 год гендиректор завода Алексей Степанов говорил, что производственная программа составляет 2,5 тыс. тонн готовой продукции. Из них поставки для нужд «Транснефти» должны были составить до 2 тыс. тонн, остальное – для внешних потребителей. Планировалось, что экономия, полученная благодаря введению собственного производства, составит от 100 до 250 млн рублей.

Но ставка на новый завод ПТП в «Алабуге» себя не оправдала. В конце декабря «Транснефть» отчиталась в корпоративном журнале о том, что за весь год дочерний завод выпустил всего 1 тыс. тонн ПТП. При этом о достигнутом «первом миллионе килограммов продукции» говорилось в открытых источниках еще в конце сентября. Объем отгруженной продукции, по сведениям компании, к этому же моменту не достигал 400 тонн. Фактически это означает, что в последнем квартале 2020 года «Транснефть-Синтез» не производил новых присадок либо значительно сократил их выпуск.

Призрачные контракты

ООО «Транснефть-Синтез» было образовано в 2016 году. Проект совместно реализовали «Транснефть-Прикамье» (доля в уставном капитале – 51 процент) и ООО «Ника-Петротэк» (49 процентов).

В начале 2017 года предприятие получило 2 млрд рублей займа от учредителей. За три года работы сократить финансовую нагрузку не удалось: на начало 2020 года, судя по бухгалтерскому отчету, заемные долгосрочные обязательства превышали 1,4 млрд рублей, краткосрочные – 375 млн рублей.

Средства пошли на строительство завода в ОЭЗ «Алабуга», которое велось с 2017 по 2019 год. Гендиректор ОЭЗ Тимур Шагивалеев называл предприятие одним из ключевых резидентов – первоначальный объем инвестиций в проект составлял 1,56 млрд рублей, в последствии увеличившись до 2,7 млрд рублей.

На открытии предприятия отмечалось, что создано 168 новых рабочих мест, что позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин подчеркивал, что «Транснефть» – стратегический партнер республики, отношения с которым «развиваются на долгосрочной и системной основе».

Предприятие «Транснефти», на которое возлагалось столько надежд, оказалось нерентабельным. По данным бухгалтерской отчетности, 2019 год «Транснефть-Синтез» закончил с убытком в 35 млн рублей. При выручке 1,8 млрд рублей себестоимость продаж составила 1,6 млрд рублей.

Единственный год, по итогам которого «Транснефть-Синтез» вышел в плюс, – 2017-й. Именно тогда, еще до запуска собственного производства, предприятие заключило 13 договоров на поставку «антидетонаторов; присадок к топливу и смазочным материалам». Покупателями выступили дочерние предприятия «Транснефти», в числе крупнейших из них – «Транснефть-Восток», «Транснефть – Дальний Восток» и «Транснефть-Балтика».

Сроки исполнения по контрактам начинались в декабре 2017 года и заканчивались январем 2019 года. Всего по ним предприятие реализовало 3,8 тыс. тонн продукции на сумму 2,6 млрд рублей.

Речь идет, скорее всего, не о собственной продукции предприятия (для изготовления которой у него в тот момент не было мощностей), а о продукции одной из материнских компаний. В тот же период «Транснефть-Синтез» произвел две крупных закупки аналогичного товара у компании «Ника-Петротэк» общим объемом около 7 тыс. тонн на сумму 3,3 млрд рублей.

То есть в итоге «Транснефть-Синтез» перепродал товар одного из учредителей дочерним компаниям другого учредителя с наценкой 45 процентов.

После открытия завода в 2019 и 2020 годах, судя по отчетам на сайте по проверке контрагентов Nel, «Транснефть-Синтез» не получил ни одного контракта.

На вопрос «Октагона» о том, чью продукцию реализовал «Транснефть-Синтез» в 2017 году и по какой причине подобные контракты не заключались по собственному товару после запуска завода в ОЭЗ «Алабуга», в ПАО «Транснефть» не ответили.

Ученая родня

Технологию изготовления противотурбулентных присадок на первом в России специализированном заводе разработали ученые УрО РАН совместно с коллегами из МГУ и Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН. Как рассказывал директор Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН Валерий Чарушин, работать в лаборатории специалисты начали в 2014 году, «а уже через пару лет встал вопрос о строительстве завода».

«Этот результат очень важен для нас как яркий пример успешного взаимодействия академической науки и крупной компании “Транснефть” на основе настоящей интеграции науки, образования и бизнеса».

Валерий Чарушин | директор Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН

В 2017–2018 годах ИОС УрО РАН получил от «Транснефть-Синтеза» пять контрактов на общую сумму 9,5 млн рублей как единственный поставщик. Институт оказывал «услуги в области испытаний, исследований и анализа физико-механических свойств материалов и веществ».

Примечательно, что ведущим сотрудником ИОС УрО РАН, который принимал участие в разработке технологии, является Геннадий Русинов – отец гендиректора одной из фирм – учредителей «Транснефть-Синтеза» Павла Русинова. Дядя же Павла Русинова – действующий член отделения химии и наук о материалах УрО РАН.

Перспективы завода

В ежемесячном корпоративном журнале «Транснефти» «Трубопроводный транспорт нефти» в 2020 году завод «Транснефть-Синтез» практически не упоминается. В декабрьском номере однако говорится о расширении ассортимента химической продукции. На этот раз ставка сделана на линейку ингибиторов асфальтосмолопарафиновых отложений, а также присадок депрессорных, сополимерных и комплексного действия, которые применяются для транспортировки и добычи нефти.

«Согласно экспертным оценкам, уникальная продукция ООО “Транснефть-Синтез” будет востребована не только в трубопроводной системе, но и на предприятиях нефтегазового комплекса», – указано в журнале.

Как прокомментировал «Октагону» президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль, завод «Транснефть-Синтез» важен для «Транснефти» и отрасли в целом, так как рынок противотурбулентных присадок невелик и не обеспечен. По мнению эксперта, проблемы с реализацией временны.

«Завод немного превышает потребности “Транснефти”. Кроме нее, у нас в стране, по сути, никто ПТП не использует».

Геннадий Шмаль | президент Союза нефтегазопромышленников РФ

– Однако такие присадки нужны и за пределами России. Поэтому изначально предприятие было рассчитано на то, что определенная часть продукции пойдет на экспорт. Но ситуация в мировой экономике пока этому не благоприятствуют. Думаю, это временно, – пояснил предпосылки возникших у завода проблем Геннадий Шмаль.

Возможная причина, по которой продукция «Транснефть-Синтеза» не была востребована в 2020 году, – снижение спроса на углеводороды, считает аналитик ГК «Финам» Иван Семченков. Спрос на нефть в мире упал на 7 процентов относительно 2019 года; она в основном хранилась на складах.

– Еще одним фактором являлось то, что нефтегазовые компании сильно снизили капитальные затраты. Российские компании не являлись исключением. Многие инвестиционные проекты были перенесены либо отложены на неопределенный срок. Наиболее репрезентативные результаты деятельности компании «Транснефть-Синтез» будут по итогам 2022 года, поскольку в первых кварталах 2022 года ожидается полное восстановление спроса на нефть в мире до уровней 2019 года, – уточнил Иван Семченков.

По информации источника «Октагона», на заводе «Транснефть-Синтез» недавно проводилась масштабная аудиторская проверка представителями головной компании. Их интересовали затраты на строительство предприятия: под сомнение ставились необходимость столь высоких вложений в проект и сметная документация.

В «Транснефти» на вопросы об аудиторской проверке, а также о наличии контрактов по поставкам ПТП производства «Транснефть-Синтеза» и объемах нереализованной продукции к моменту публикации материала не ответили.
Персоны Компании
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 05.02.2021
Сообщения канала за 05 февраля 2021 года.
Тихий скандальный миллионер Сергей Шмотьев
Бенефициар одного из крупнейших нефтесервисных холдингов на Урале оказался еще и королем шантажа.
Томская полиция берет «Лексусами»
Томские полицейские отомстили за уличенных в коррупции начальников.
«Находиться в такой день в центре — уже правонарушение»
«могли отвезти в суд, но из-за неправильно оформленных материалов судья вернул на исправление, могли пытаться увезти в другой отдел для размещения на вторую ночь, но и исключать попытку допросить
«Первый канал» подстраховался СОГАЗом
Владельцем 20% «Первого канала», от которых прошлой осенью отказался банк ВТБ, стал СОГАЗ. 
Сломать Fesco Рабиновичу помогли "Росатом" и Ковальчук
Последний крупный актив Зиявудина Магомедова, который с 2018 года находится под арестом, осенью 2020-го перешел под контроль малоизвестного бизнесмена Михаила Рабиновича. 
Архитектор Чирилло не рад концу своей карьеры в России
Архитектор «дворца Путина» Ланфранко Чирилло рассказал о том, как грустно она завершилась.
Экс-главу Удмуртии опять приговорили к 10 годам
Суд оставил без изменения приговор Александру Соловьеву.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 03.02.2021
Сообщения канала за 03 февраля 2021 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 03.02.2021
Сообщения канала за 03 февраля 2021 года.
Президент затаился в Ново-Огарево
Путин стал куда чаще выходить из бункера. Или нет? Мы посчитали: в люди он сейчас выходит не чаще, чем летом
Странная гибель экс-главы Минсельхоза РФ
Следствие продолжает разбираться в причинах смерти в Алтайском крае известного местного политика, депутата и бывшего федерального министра Александра Назарчука. 
Над Орешкиным сгустился Путин
Сразу несколько министерств подготовили свои предложения по реструктуризации в связи с возможным упразднением Министерства экономического развития РФ.
Майклу Калви прочат условное
Бизнес-сообщество ожидает условного срока для основателя Baring Vostok Майкла Калви, поскольку силовикам важно сохранить лицо и подстраховаться от разбирательств в случае его оправдания.
Дмитрий Зотов поставил тысячу вагонов на чужие рельсы
Прокуратура направила в суд дело бизнесмена из списка Бориса Титова.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 02.02.2021
Сообщения канала за 02 февраля 2021 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 02.02.2021
Сообщения канала за 02 февраля 2021 года.
Владельцы «Дворца Путина» пошли в отказ?
ООО «Шереметьево холдинг» отказалось приобретать 30,46% акций АО «Международный аэропорт «Шереметьево» (МАШ), принадлежащие Росимуществу. Заявка на их покупку была подана в феврале прошлого года