В госкорпорации утверждают, что они действовали строго в соответствии с законодательством.
Финансовый директор и члены правления госкорпорации «Роснано» привлечены в качестве подозреваемых в рамках возбужденного уголовного дела по ч. 4 ст. 160 («Присвоение и растрата») и ч. 3 ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями») Уголовного кодекса. Информация о привлечении к ответственности сотрудников «Роснано» содержится в письме первого заместителя генерального прокуратура Александра Буксмана, направленного в Госдуму первому зампреду комитета по бюджету и налогам Оксане Дмитриевой (есть в распоряжении «Известий»). В том случае если дело дойдет до суда, обвиняемым грозит до 10 лет лишения свободы.
Конкретных фамилий Буксман в письме не называет, но указывает, что, в частности, речь идет о неправомерном перечислении более 300 млн рублей в пользу ряда компаний, «аффилированных с должностными лицами «Роснано» за выполнение работ, относящихся непосредственно к компетенции подразделений корпорации». В качестве примера он приводит ЗАО «ИФК «Алемар». Эта же компания уже фигурировала в отчете Счетной палаты. Аудиторы также отмечали, что в корпорации «допускаются сделки с заинтересованностью, которые носят как прямой характер (в рамках заключенных договоров, получивших одобрение органов управления), так и косвенный». В частности, членом совета директоров компании «Алемар» был президент «Роснано» Леонид Маламед (в 2008 году его сменил Анатолий Чубайс). «По договору инвестиционно-финансовая корпорация «Алемар» оказывала корпорации услуги советника при рассмотрении проектов. В частности, обществом был проведен экспресс-анализ 21 проекта, ряд из которых «Роснано» профинансировало. По указанному договору расходы «Роснано» составили 228,26 млн рублей», — поделились аудиторы.
В «Роснано» фамилии подозреваемых также не назвали, но сказали, что не согласны с выводами следователей.
— Позиция корпорации состоит в том, что должностные лица компании, в отношении которых у правоохранительных органов возникли подозрения о неправомерности заключения нескольких договоров на оказание консультационных услуг, действовали строго в соответствии с действующим законодательством, — заявил «Известиям» официальный представитель госкорпорации.
Ранее депутат Оксана Дмитриева направила запрос в Генпрокуратуру Юрию Чайке с просьбой тщательно расследовать деятельность госкорпорации, взяв его под личный контроль. По ее подсчетам, в деятельности корпорации есть не менее десятка составов преступлений. Анатолий Чубайс тогда заявил, что это исключительно «пиар» депутата.
Как следует из ответа Александра Буксмана, количество уголовных дел, возбужденных после обращения депутата, удвоилось. Если ранее госкорпорация объявляла о трех уголовных делах, которые были возбуждены против фирм, в которые она инвестировала средства, то теперь возбужденных уголовных дел шесть, а в качестве фигурантов привлечены топ-менеджеры корпорации. О таком же количестве уже заведенных уголовных дел говорил и сам Анатолий Чубайс в недавнем интервью ИТАР-ТАСС.
В частности, пишет Буксман, возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ («Уклонение от обязанностей по репатриации денежных средств»), предусматривающей срок лишения свободы до 5 лет, по факту вывода из ЗАО «Микробор Нанотех» (по данным СПАРК, на 49% принадлежит «Роснано») «за рубеж на общую сумму 65 млн рублей, выделенных на развитие наноиндустрии в Российской Федерации, и неприятия мер к их возврату». Как указывается на сайте «Роснано», бюджет проекта составил 1,2 млрд рублей, и за эти деньги компания должна была наладить «производство нового поколения композитных материалов».
Помимо этого, пишет Буксман, по постановлению Генеральной прокуратуры Главным следственным управлением Следственного комитета проводится доследственная проверка «в связи с хищением денежных средств в размере более 27 млн рублей, выделенных ООО «Уником» (по данным СПАРК, на 35% принадлежит «Роснано»), и использованием руководством последней для удовлетворения личных нужд». Как говорится на сайте «Роснано», общей бюджет проекта составил 1,85 млрд рублей, и компания должна была наладить производство нанотехнологичного «бесшумного асфальта» из отработанных автопокрышек. В настоящее время фирма находится в процедуре банкротства.
«По уголовным делам производятся следственные действия, уточняются обстоятельства совершения преступных деяний, круг лиц, их совершивших, а также размер причиненного ущерба, — обещает Буксман. — Результаты расследования уголовных дел и обозначенных проверок контролируются Генеральной прокуратурой».
В Госдуме уверены, что это не последние возбужденные уголовные дела.
— Позитивно, что ряд уголовных дел было возбуждено после депутатского запроса и вмешательства прокуратуры, — отмечает Оксана Дмитриева. — Думаю, что по мере расследования мы можем ожидать дальнейшего увеличения уголовных дел. Но непонятно, почему с учетом текущих претензий Анатолий Чубайс все еще руководит госкорпорацией? Считаю, что если не решением правительства, то он сам должен отстраниться от руководства, чтобы не мешать расследованию.
Впрочем, юристы уверены, возбуждение дела не доказывает вину руководителя компании.
— Сам факт заведения уголовного не говорит о том, что дело закончится судом, — поясняет главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. — Предстоит еще длительное расследование правоохранительными органами и спецслужбами России, а возможно, и других стран, а также при содействии Интерпола. Так что можно сказать, что все только начинается.