«Каменск-Уральский металлургический завод», несмотря на отчеты о полученной чистой прибыли в первом полугодии 2022 года, так и не рассчитался с «РУСАЛОМ» за поставленный в начале года первичный алюминий. Уральскому заводу придется заплатить около трех миллиардов рублей на фоне проблем с загрузкой производственных мощностей, которые ранее были ориентированы на экспортную продукцию. Переработчики алюминия уверяют, что ищут новых партнеров в Азии, но эксперты напоминают, что «пока о взрывном росте экономик этих стран речи не идет». Аналитики не исключают, что в конце текущего года КУМЗ может скатиться с миллиардной прибыли в крупные убытки, и, более того, предприятию, вероятно, придется «временно оптимизировать производственные процессы». Перспективный рынок российской авиатехники тоже не сулит скорых изменений, так как непосредственное серийное производство новых самолетов начнется только в 2024-2025 годах, соответственно, и спрос на тонкий алюминий стабилизируется не ранее, чем через несколько лет. Сегодня КУМЗ не может наладить работу с авиационными активами «Ростеха» и «Объединенной авиастроительной корпорации» – компании этих холдингов задолжали переработчикам алюминия из Свердловской области более 200 миллионов рублей.
АО «ОК «РУСАЛ – Торговый дом» в Арбитражном суде Москвы смогло взыскать с ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (КУМЗ, через холдинг «Алюминиевые продукты» 50,1% принадлежит семье Скорняковых, 49,9% – компании «Ренова актив» Виктора Вексельберга) более 3 млрд рублей долгов за поставленный первичный алюминий.
Металлургический холдинг требовал, чтобы предприятие заплатило ему 2,9 млрд рублей за поставленную продукцию и еще 163 млн рублей неустойки.
Объясняя суть претензий металлургов, представители КУМЗа сообщали, что не смогли своевременно заплатить по счетам «РУСАЛА» из-за проблем с оплатой счетов со стороны иностранных партнеров. Долг, по их словам, образовался в феврале, в момент начала спецоперации на Украине. Причем первоначально поставщик требовал с уральского завода около 4 млрд рублей, но позже скорректировал размер требований, вероятно, «из-за частичного исполнения обязательств».
Согласно материалам арбитража, договор поставки действует еще с 2007 года, но в недавнем прошлом стороны согласовали более продолжительный период взаиморасчетов – КУМЗ должен был перечислить деньги не позднее, чем через 60 дней после поставки. Так как обязательства не были выполнены, 17 марта «РУСАЛ» выставил претензию. Соответственно, неоплаченным остался металл, поставленный не позднее середины января 2022 года.
Суд удовлетворил весь объем требований в части непосредственной стоимости металла, но сократил объем неустойки до 135 млн рублей.
Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев напомнил, что предприятие в любом случае должно будет оплатить производственные затраты, которые заложены в его бюджете, соответственно, взыскание этих средств не станет большим ударом.
«Неустойка – это неприятно, но неизбежно. Прошлый год КУМЗ завершил с прибылью в 1,225 млрд рублей. За первую половину 2022 года также отчитался с прибылью, в основном, за счет роста цен реализации в первом квартале, несмотря на сокращение экспорта во втором квартале. Второе полугодие явно будет менее успешным из-за снижения цен, сокращения экспорта и роста логистических издержек. Выплата неустойки внесет свою лепту. Но все же это не такая большая величина для предприятия, которое имеет годовую выручку в размере 25-30 млрд», – считает эксперт.
Летом текущего года КУМЗ вынужден был признать, что испытывает серьезные проблемы с заказами, из-за чего часть персонала выводили в режим неполной занятости, и на фоне этих событий владельцы актива сменили гендиректора. В начале сентября было официально объявлено, что Андрея Берсенева на этом посту сменит заместитель председателя правления, операционный директор «Роснано» Михаил Ненюков.
Напомним, что теперь уже экс-директор КУМЗа в августе заявлял, что предприятие существенно улучшило ситуацию с наполнением портфеля заказов и вернуло людей на рабочие места. «Мы проводим системную работу по перенаправлению экспортных поставок на рынки дружественных стран, в том числе, стран Юго-Восточной Азии. Работа непростая, но постепенно, поэтапно задачи решаются», – цитировал «Интерфакс» экс-директора завода Андрей Берсенева.
Между тем аналитики рынка неоднозначно оценивают дальнейшие перспективы по восстановлению объема экспорта метзаводом.
«Пока темпы роста китайской экономики, являющейся локомотивом экономики региональной и важной составляющей экономики мировой, не оправдывают ожидания. Из-за карантинов и спада в строительном секторе КНР динамика роста китайской экономики в 2022 году может составить не 5% как ожидалось, а около 2,5%. Мировая экономика также стоит на грани рецессии. Поэтому ожидать бурного роста мирового спроса на алюминиевую продукцию в 2022 и 2023 годах также не стоит. Видимо, предприятию на этот период придется оптимизировать производство под ситуацию, сократить издержки и инвестиционную программу», – считает Алексей Калачев.
Эксперт напомнил, что и внутренний рынок, в том числе авиационный, на который очень рассчитывает КУМЗ, в текущих санкционных условиях испытывает сжатие, преодолеть которое можно будет, если власти увеличат инвестиции в инфраструктурные проекты, и если сохранит темпы строительная отрасль.
«Большие планы озвучены по производству самолетов. Но понятно, что этот прирост внутреннего спроса произойдет не в этом году. Можно исходить из того, что в 2022 и 2023 годах спрос будет снижаться, а восстановление его начнется в 2024 и 2025 годах», – обрисовал перспективы представитель ФГ «Финам».
В настоящее время вместо дополнительной выручки от российской авиаотрасли уральский завод из-за неплатежей вынужден увеличивать количество исков к активам ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и структурам госкорпорации «Ростех», связанным с авиацией.
К примеру, в августе КУМЗ потребовал от АО «Авиаагрегат» (входит в холдинг «Дехнодинамика») выплатить ему 34 млн рублей долгов. За какой именно период производители шасси для самолетов задолжали каменск-уральскому предприятию, в материалах дела не уточняют. На рассмотрении Арбитражного суда Свердловской области также находятся требования о взыскании долгов по договорам поставки к ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (88 млн), НПК «Иркут» (77 млн долгов по договору поставки) и ОАК (60 млн рублей).
«Правда УрФО» попросила компанию прокомментировать, продолжаются ли в настоящее время поставки алюминиевой продукции предприятиям-должникам, но к моменту публикации материала ответа традиционно не последовало. Пресс-служба заверила, что транслирует позицию завода в течение 7 рабочих дней.