В TCS Group, объединяющей Тинькофф Банк, «Тинькофф Страхование», «Тинькофф Мобайл», «Тинькофф Капитал» и другие активы, появится еще один главный исполнительный директор (co-CEO), говорится в сообщении TCS. Им станет член совета директоров группы Павел Федоров, до июля 2021 года занимавший пост вице-президента «Роснефти» и советника главы компании Игоря Сечина.
«В качестве co-CEO группы «Тинькофф» Оливер [Хьюз] и Павел [Федоров] сфокусируются на развитии бизнеса в России, росте финансовых результатов, расширении географии присутствия «Тинькофф», внедрении продуктовых и технологических инноваций и повышении акционерной стоимости», — отмечается в релизе группы. Изменения вступят в силу с 1 декабря.
Кто такой Павел Федоров
Павел Федоров родился в 1974 году. С конца 1990-х годов работал в лондонском, а затем в московском офисе Инвестбанка Morgan Stanley, где занимался направлением TMT (Telecoms, Media and Technology). В 2010 году, когда «Роснефтью» еще руководил Сергей Богданчиков, Федоров был назначен вице-президентом компании. В 2011 году, вскоре после того как «Роснефть» возглавил Эдуард Худайнатов, Федоров перешел в Минэнерго, где стал заместителем министра, ответственным за нефтегазовый сектор.
С 2013 по 2016 год был первым вице-президентом в «Норильском никеле», а в 2016-м вернулся в «Роснефть», где занял аналогичную должность и стал куратором финансов и экономики.
В июле 2020 года первым вице-президентом нефтяной компании стал Дидье Касимиро, а Федоров остался в ней в качестве советника Игоря Сечина в ранге вице-президента. «Коммерсантъ» писал, что с должности первого вице-президента топ-менеджер ушел из-за «высоких рабочих нагрузок», а впоследствии покинул компанию, так как решил завершить карьеру в нефтегазовой отрасли.
В сентябре 2021 года Федоров стал членом совета директоров TCS Group. В сообщении компании отмечается, что в последние месяцы он консультировал ее по вопросам международного развития.
Зачем «Тинькофф» два CEO
«Это про развитие нашего бизнеса, а не про какие-то мысли о пенсии», — говорит Оливер Хьюз, который до последнего времени был единоличным CEO группы «Тинькофф». Решение добавить в компанию еще одного руководителя с такой же должностью он объясняет во многом планами «Тинькофф» по международной экспансии.
«Если говорить про высшее руководство группы «Тинькофф», нас не хватало и так. Когда мы говорим про открытие бизнеса на Филиппинах и потом на других рынках — мы просто не справились бы с этой задачей без расширения управляющей команды. Поэтому мы думали, как быть в этой ситуации, смотрели на рынок, поняли, что не так много сильных людей. И в августе-сентябре наш взгляд упал на Павла Федорова, которого мы знаем давно — Олег [Тиньков] его знает, я его знаю», — объясняет Хьюз.
Перестановки в «Тинькофф»
Хьюз, с 2007 года возглавлявший Тинькофф Банк, в марте 2021-го покинул этот пост, оставшись CEO TCS Group. Параллельно он получил новую должность «исполнительного директора в составе расширенного совета директоров TCS» — в компании объясняли, что теперь Хьюз «будет курировать ключевые стратегические инициативы». Его место в банке занял другой топ-менеджер — Станислав Близнюк, также работавший в кредитной организации с момента начала ее работы в 2007 году.
Это был уже второй этап кадровых перестановок внутри «Тинькофф» за последнее время — первый случился весной прошлого года, когда основатель компании Олег Тиньков ушел с поста председателя совета директоров банка, чтобы бороться с диагностированной у него лейкемией.
Помимо назначения Павла Федорова, в TCS Group также появится новый финдиректор — им станет нынешний финдиректор Тинькофф Банка Илья Писемский, отмечается в релизе группы. Его место, в свою очередь, в банке займет действующий вице-президент по финансам TCS Павел Токарев.
Себя Хьюз называет операционным менеджером: «Я глубоко в бизнесе, в операционных вопросах, в обслуживании, в ИТ. Конечно, я занимаюсь стратегическими вопросами, но в меньшей степени. Павел — очень сильный стратег, он будет заниматься вопросами международного бизнеса, привлечением капитала, лицензированием, регулированием». Хотя для России наличие двух co-CEO необычно, признает Хьюз, в технологических компаниях это «существует как класс и хорошо себя показывает». В пример он также приводит Netflix, которым с июля 2020 года управляют два co-CEO.
Идея назначить нового соруководителя появилась после поездок в несколько азиатских стран, о выходе на рынки которых думает «Тинькофф», сказал Федоров. «Не секрет, что мы с Оливером и рядом членов команды достаточно много ездим по миру в последние месяцы. На целом ряде рынков, прежде всего Юго-Восточной Азии, мы видим окно больших возможностей», — отметил он. Кроме того, компании предстоит заниматься токеномикой и цифровыми активами, добавил Федоров: «Совсем новое измерение, которого у нас не было до сих пор в периметре бизнеса».
KPI у топ-менеджеров «Тинькофф» общий, причем не только для co-CEO, но и для всей команды менеджмента, сказал Хьюз. К таким показателям относятся количество клиентов экосистемы, чистая прибыль и рост выручки разных бизнес-линий, уточнил он.
Два CEO — «это действительно довольно нетипично для российского банка», рассуждает директор аналитической группы Fitch по финансовым организациям Дмитрий Васильев. Но новое назначение не повлияет на то, как агентство оценивает качество управления банком, добавляет он: «Ключевые управленческие решения в любом случае принимаются не единолично, а коллегиально (советом директоров, правлением, комитетами и т.п.)».
Международные планы
О планах выйти на международные рынки в «Тинькофф» заявили весной, а уже в августе стало известно, что компания собирается открыть цифровой банк на Филиппинах с акционерным капиталом около $60 млн.
По словам Хьюза, на Филиппины группа может выйти с разными продуктами: «У нас есть определенный плейлист — мы можем с МСБ (услуги для малого и среднего бизнеса. — РБК) заходить, можем с кредитными картами, с [дебетовой картой] Tinkoff Black, с брокером. Неважно. Но там надо собрать команду, строить платформу, импортировать компоненты технологической платформы «Тинькофф» из России». Без расширения управленческой команды построить целый новый банк невозможно, подчеркнул он.
В сентябре TCS разместила «вечные» евробонды на $600 млн. В заявлении холдинга говорилось, что это «поможет «Тинькофф» поддерживать оптимальную структуру капитала, одновременно увеличивая наш капитал для финансирования возможностей среднесрочного роста, ожидающих нас в дальнейшем». 19 ноября акционеры группы рассмотрят вопрос об увеличении ее уставного капитала.
Если «Тинькофф» будет привлекать новые средства для увеличения капитала, 20% из них пойдет на международную экспансию, остальное — на развитие на российском рынке, сообщил Федоров: «Это будет достаточно ограниченный капитал. Предварительно мы оцениваем, что это (инвестиции в международное направление. — РБК) будет до $200 млн собственных средств на начальном этапе».
Сейчас «Тинькофф» находится в диалоге с регуляторами в трех странах, рассказал Федоров. Там, где у группы будет высокая вероятность получения полной банковской лицензии, она будет дополняться брокерской.
Кроме того, для выхода в другие страны группе необходимо будет привлекать намного больше нерусскоговорящих сотрудников, отметил Хьюз. «Если смотреть на нас через пять лет, мы должны быть в нескольких разных странах, уже со значительным доходом от бизнеса в этих новых странах», — добавил он.
Юго-Восточная Азия похожа на Россию в том, что уровень доступности банковских услуг и опыт населения по их потреблению всего пару десятков лет назад был весьма низким, объясняет руководитель практики консультирования на финансовом рынке PwC в России Артем Асанов. Цифровая революция, которой «Тинькофф» воспользовался в России, сформировала аналогичные предпосылки и в этом регионе, при этом в целом ряде стран «исторически существует определенный уровень осторожности по отношению к Китаю и его технологиям», добавил эксперт.
«Развитие бизнеса требует дополнительных ресурсов, в том числе управленческих. Однако думаю, что российский бизнес все же останется в приоритете и будет занимать большую часть в доходах группы в ближайшей перспективе», — сказала РБК аналитик Moody's Мария Малюкова.