Овощной скандал в Ростовской области продолжается. В этом году силовики закрыли уже несколько рынков, которые, как считалось, крышевала местная мафия. Теперь вопросы появляются к новому проекту, созданному, чтобы переключить на себя денежные потоки бизнес-покойников. Причем здесь продуктовая инфляция и возможный захват криминалом стратегических земельных участков?
Территория «амазонок»
В этом году Ростовская область прогремела на всю страну овощным скандалом. В Аксайском районе было закрыто несколько оптово-розничных овощных рынков. В связи с эти были нарушены сложившиеся цепочки поставки продуктов, цены на овощи взлетели, подкосив показатели продуктовой инфляции… Но все это только вершина айсберга. В истории с рынками замешаны интересы самых разных сил. И только некоторые подводные течения выходят на поверхность. Вот, к примеру, на днях в Хуторе Ленина Аксайского района планируется открыть рынок «АгроМолл», руководство которого явно старается перетянуть на себя денежные потоки с закрытых в рамках антикоррупционных дел рынков. Но чтобы раскрыть интригу этой истории, нужно описать контекст.
Что такое Аксайский район? Это территория прилегающая к Ростову-на-Дону. Именно здесь крутится и оседает значительная часть денежных потоков Ростова-папы. Рынки, торговые комплексы, автосалоны, коттеджные поселки — все здесь. А кроме этого — плодородные земли низовья Дона и побережье реки. Через Аксайский район проходит трасса М-4 Москва-Новороссийск. Эти места, к примеру, попали на телеэкраны, когда правоохранители накрыли так называемую «банду амазонок», которая безнаказанно грабила проезжих в течение 10 лет. Последним громким эпизодом стало зверское убийство семьи нижегородского спецназовца Дмитрия Чудакова, которая возвращалась домой с курорта. Кстати, одним из подозреваемых тогда проходил сотрудник сельхозрынка, бывший боксер и владелец карабина «Сайга», но потом обвинения с него были сняты. Понятно, что такие места, где концентрируются транспортные и денежные потоки, как магнит притягивают криминал.
Глава за решеткой
Последний скандал здесь произошел уже в этом году. Силовики арестовали Виталия Борзенко, который был непотопляемым главой района с 1994 года. Исход дела против него еще не ясен, говорят, очень уж многим нужным людям он оказал неоценимые услуги. И прежде всего, речь идет о выделении земли. Главный прокол Борзенко связан с теми самыми рынками. По версии следствия, пользуясь покровительством Борзенко, ОПГ незаконно захватила земли вдоль трассы М-4 и организовала на них рынки. Полученные с предпринимателей деньги на протяжении 20 лет шли в общак. Ключевую роль в этом полукриминальном бизнесе играли выходцы из Азербайджана. Схема эта, напомним, вскрылась уже в 2021 году. А в 2019-м, еще при Борзенко, землю под новый рынок получило ООО «Вертикаль», которое взялось за реализацию проекта с красивым названием «АгроМол».
И если закрытые со скандалом рынки располагались севернее Ростова-на-Дону, то новая торговая площадка — южнее, на подъезде стороны Краснодара. Если считать «АгроМол» просто овощным рынком, то к локации возникают некоторые вопросы. Добираться туда на общественном транспорте из Ростова уж очень долго и неудобно. Даже из близлежащего городка Батайск — и то проблема. Если же люди поедут сюда на своих машинах, то это грозит создать затор на трассе М-4.
Примечательно, что рынок откроют для того, чтобы перевести продавцов с территории полузаброшенного, но не ликвидированного аэродрома. То есть это все еще стратегический объект, который в случае необходимости может использоваться военными. Понятно, что согласования на использование подобной территории получить не так уж просто. Ясное дело, что в администрации Виталия Борзенко были налажены механизмы, которые могли решать самые разные вопросы. Но могли ли они быть задействованы ради интересов стороннего бизнеса? Или старались, как обычно, для своих? В этом контексте вопрос, кто стоит за «Агромолом» становится не праздным. Не заложена ли и здесь мина под овощной бизнес. Ведь в результате закрытия «борзенковских» рынков многие предприниматели и их наемные сотрудники остались без работы, а горожане получили доселе невиданный всплеск цен на овощи в конце лета. Понятное дело, что транзитные рынки Ростова влияют на ценообразование и в других регионах. Возникает вполне обоснованная тревога, что новые овощные рынки, созданные по образу и подобию закрытых, рано или поздно должны стать очередным криминальным гнойником и источником средств для мафиозного общака. Откуда берутся эти опасения? Главный их источник — это непрозрачность бизнеса тех, кто создает такой проект как «АгроМол». Куда же в таком случае смотрят региональные власти? Об этом скажем пару слов чуть ниже.
Шлейф уголовных дел
Судя по всему, «АгроМол» — это вовсе не проект районного масштаба. Заявленный объем инвестиций — 2,5 млрд рублей, причем эту немалую сумму планируют вложить частные инвесторы. Более того, здесь планируется создать не просто рынок, а распределительный центр овощеводческой продукции, о чем официально заявлено. К слову сказать, Аксайский район — один из овощеводческих центров всероссийского масштаба, к тому же здесь можно обрабатывать продукцию, свезенную со всего Юга России. Понятно, что без поддержки региональных властей такой проект не замутить. И точно, «Агромол» входит в так называемую «Сотню губернаторских инвестпроектов», которые курирует лично глава региона Василий Голубев.
Ясное дело, что при такой поддержке многие вопросы решать становится проще, в том числе с надзорными и контролирующими органами. Не понятно только, как будут решаться вопросы санитарии, если к территории не будет подведен водопровод, и не оборудованы по всем правилам площадки для сбора мусора на территории? Сейчас это частично заасфальтированная территория, торговать на которой можно разве что «с колес». Обещанные овощехранилища, оборудованные по последнему слову техники, только строятся. Рядом с «АгроМолом» планируется построить универсальный торговый центр «АтлантМол». Само название указывает на то, что это аналог закрытого силовиками рынка «Атлант», который, как считает следствие, крышевал Виталий Борзенко.
У проекта «АгроМол» в регионе громкий пиар, а вот истинные бенефициары его скрыты. Известно, что строит агрорынок ООО «Вертикаль», основанное в 2019 году. Учредитель — 30-летний ростовчанин Никита Денисов, о котором по сути ничего не известно, ни в каком мало-мальски заметном бизнесе он засветиться не успел. И вот теперь берется за проект стоимостью 2,5 млрд. О происхождении денег само-собой возникают вопросы. Уж не «общак» ли таким образом решили легализовать?
Есть и другие детали, которые настораживают. С августа 2021 года директором числится Самир Ахмедов. Он уже засветился в скандале с уголовным делом. Ахмедов имеет долю 54 % в компании «Ритм». В ней на днях прошли обыски в рамках расследования уголовного дела о муниципальном контракте стоимостью 94 млн рублей. Такую сумму администрация города Новочеркасса выложила за благоустройство парка, а компания «Ритм» ее освоила. Парк микрорайона Октябрьского был реконструирован в рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды», однако по итогу работ у правоохранителей возникли вопросы, и в результате было возбуждено уголовное дело. Скандал обещает быть громким. По этому дело уже прошли обыски в городской администрации. Если подозрения силовиков подтвердятся, то, конечно, к OOO «Вертикаль» и ее проектам могут возникнуть уже конкретные вопросы.
По разным предположениям, помощником С.Ахмедова является Байрамов Парвиз, возможный фигурант уголовного дела по ч.3 ст. 161 УК РФ, находящегося на рассмотрении в Советском районном суде г. Краснодара, возбужденного по факту грабежа предпринимателя, торговавшего овощной продукцией.
Когда такой бизнес попадает в список «100 губернаторских инвестпроектов», появляется лишний повод задать неудобные вопросы. Сейчас все идет к тому, что отвечать на них будут следователи. Или мы все-таки увидим исчерпывающие разъяснения от региональных властей и инициаторов проекта: откуда взялись 2,5 млрд, на каких условиях под рынок отдали аэродром, все ли санитарные меры соблюдаются неукоснительно и кто в конце концов на этом заработает?