Татфондбанк опубликовал отчетность по МСФО за третий квартал текущего года. В ней банк гордо сообщил о 3,4 млрд рублей чистой прибыли по итогам третьего квартала. Вот только чистая прибыль за 9 месяцев 2016 года составила всего 98 млн рублей. А без финансовых «вливаний» Татфондбанк и вовсе бы продемонстрировал убыток в размере 800 млн рублей.
Чтобы скрыть убыточность банка, правительство Татарстана, которое суммарно через различные структуры владеет 45% Татфондбанка, провело две сделки.
В июле республиканское правительство передало банку земельные участки за 493 млн рублей. А прибыль Татфондбанк нарастил благодаря тому, что взял и на бумаге переоценил стоимость этих участков. В большую сторону, естественно, до 3,4 млрд рублей.
Теперь понятно, что на самом деле этот «доход» на самом деле - мираж, и дела в банке плохи.
Кроме того, в июле этого года Татфондбанк и его дочерние компании привлекли два восьмилетних субординированных депозита на 4 млрд рублей под 10% годовых. На конец сентября стоимость этих депозитов составила 2,867 млрд рублей, что принесло банку 1,15 млрд рублей.
Учитывая, что ключевая ставка Центробанка равняется как раз 10%, структура, разместившая депозит, не должна была ничего от этого выиграть. Кто же такой щедрый нашелся?
Видимо, речь идет о размещении 4 млрд рублей «Казаньоргсинтезом», входящим в группу «ТАИФ». Как было объявлено, депозит был размещен в рамках программы докапитализации банков Республики Татарстан. Конечно, ГК «ТАИФ» также является акционером Татфондбанка - через компанию «Телеком-менеджмент», и поддержка финансовой организации ее владельцами в трудные времена выглядит вроде бы вполне логично. Вот только у «ТАИФа», по данным на 2015 год, было менее процента акций банка.
След Шаймиевых
В красивые слова председателя правления Татфондбанка Роберта Мусина о том, что группа «ТАИФ» заинтересована в «поддержке социально-экономического роста в республике в целом» выглядят как минимум, неубедительно. Ведь никаких «бонусов» от размещения депозита группа не получила. А бизнес без прибыли теряет весь свой смысл.
А теперь интересное.
ГК «ТАИФ» контролирует 96% химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей республики. Группу компаний связывают с семьей бывшего главы Татарстана Минтимера Шаймиева. Основных акционеров «ТАИФ» не раскрывает. Однако по данным на 2015 год, 11,97% акций ГК принадлежали сыну экс-президента Татарстана Радику Шаймиеву, еще 8% владеет ОО «АС» (в ЕГРЮЛ говорится, что компания принадлежит гендиректору «ТАИФа» Альберту Шигабутдинову), еще 4,5% принадлежали замгендиректора ГК Гузелии Сафиной. Кроме того, среди акционеров «ТАИФа» также мелькала внучка Минтимера Шаймиева - Камиля, которой принадлежит 2% акций.
Эксперты уверены, что незаинтересованный инвестор никогда бы не вложил миллиарды рублей на подобных условиях.
Напомним, что клан Шаймиевых заполучил контроль над «ТАИФом» с выручкой в размере 452 млрд рублей (!) как раз в годы правления в республике Минтимера Шаймиева.
В свое время Минтимер Шаймиев фактически передал руководство Татарстаном Рустаму Минниханову. Поэтому у руля, как и у бюджетных «кормушек», остались все те же люди.
Но Шаймиевы и Миннихановы, судя по всему, сидят в одной лодке, поэтому сегодня «ТАИФ» помог Татфондбанку «сохранить лицо», а завтра глава республики Минниханов ради бизнеса клана Шаймиевых запустит руку в тощающий бюджет или «подкинет» пару лакомых госконтрактов. Подобной взаимовыручке можно только позавидовать. И посочувствовать жителям Татарстана, на чьи плечи ляжет конечное финансовое бремя за благополучие семей бывшего и нынешнего глав республики.
«Советский» донор
Похоже, что Татфондбанк «тонет». Для того, чтобы свести концы с концами и «нагнать» показатели, которые удовлетворили бы Центробанк, владельцы татарстанского банка готовы «выжать» все из тех структур, которые им были отданы с противоположной целью - для спасения.
Выкачать миллиарды из банка «Советский», который был отдан на санацию Татфондбанку, сейчас последнему мешают только миноритарии.
Санатор взял в «Советском» кредит на 14,5 млрд рублей. Миноритарии санируемого банка оспорили сделку в суде, и выиграли иск, что не удивительно. Ведь собрания акционеров перед предоставлением кредита в «Советском» не проводилось, а Татфондбанк вообще не платил процентов по кредиту.
Удержать миллиарды у себя для банка-санатора - вопрос жизни. Поэтому была провернута схема, которая фактически легализовала передачу Татфондбанку денег «Советского».
Первая попытка вышла неудачной: владельцы Татфондбанка попытались выкупить долю миноритариев «Советского», которая составляла менее одной сотой процента. Вопрос был принципиальный, ведь какой бы мизерным не было участие миноритариев, пока они - владельцы, они могут вмешиваться в процесс санации. От «лишних глаз» необходимо было избавиться. Но Центробанк запретил Татфондбанку выкупать оставшиеся акции.
Тогда Татфондбанк продал часть акций «Советского» некой компании «АИФ-трейд». Формально компания не является заинтересованным лицом, поэтому могла поучаствовать при голосовании акционеров в пользу выделения кредита Татфондбанку.
Вот только «авторы» этой схемы плоховато спрятали проглядывающую аффилированность с владельцами Татфондбанка.
Собственник «АИФ-трейда», которая фактически стала владельцем акций «Советского» для одной цели - чтобы 14,8 млрд рублей остались у Татфондбанка - Ильшат Абдрахманов. Этот господин в настоящее время является главой компании «Реал Групп». Кстати, ранее эта компания числилась в его же собственности. Но в августе у «Реал Групп» новый владелец - Рафаэль Мингазетдинов, получивший в компании 50%. А господин Мингазетдинов, в свою очередь - сын акционера Татфондбанка Ильдуса Мингазетдинова, на этот факт указывает совпадение инициалов.
Ильдус Мингазетдинов в разное время занимал руководящие посты в Татфондбанке и является его акционером. Также его считают верным соратником другого акционера банка - Роберта Мусина. Сын и отец Мингазетдиновы связаны с компанией «Новая нефтехимия», через которую Мусин владеет акциями татарстанского банка.
Выходит, что автором всей схемы и был Мусин? В таком случае вкладчикам следует быстрее бежать из Татфондбанка - репутация господина Мусина соответствующая.
Роберт Мусин, напомним, был заподозрен в том, что именно его таланты оставили в свое время кредиторов торговой сети «Белый ветер Цифоровой» ни с чем. Компания должна была порядка 10 млрд рублей, однако успела вовремя обанкротиться. Все имеющиеся у нее активы были предварительно выведены.
К слову, генеральным директором в «Белом ветре Цифровом» числилась супруга Мусина - Аида Ильясова. Она же еще в 2013 году была собственницей 20% компании «Аида Д», основного владельцы «Белого ветра».
Банковские «подтяжки»
Если вычесть «фантомные» деньги в виде переоценки стоимости земель, «благотворительный» депозит «ТАИФа» и кредит банка «Советский», который был больше похож на воровство, какие бы показатели пришлось продемонстрировать Татфондбанку?
«Дутые» показатели поддерживать долго невозможно. Эксперты полагают, что в основном владельцы банков «нагоняют» капитал в официальные бумаги для определенных и незаконных действий.
Практика показывает, что поддержание формальной отчетности на достаточном уровне, когда на самом деле дела уже плохи, банка, а точнее, их недобросовестные владельцы, зачастую используют как фору для того, чтобы успеть вывести из тонущего банка активы.
Структура собственников Татфондбанка - крайне сложная. Роберт Мусин, например, владеет частью банка через цепочку, состоящую из офшора и ряда других компаний.
И если из банка будут выведены средства, найти реального ответчика будет крайне сложно.