Компания PPF Management, зарегистрированная в американском штате Делавэр, обратилась в суд Южного округа Нью-Йорка с требованием к группе юридических и физических лиц выплатить 750 миллионов долларов (500 миллионов долларов материального и 250 миллионов долларов морального ущерба). PPF Management LLC - это «корпоративное лицо» бывших супругов Сергея Пойманова и Ирины Подгорной, которые были держателями контрольного пакета акций ОАО «Павловскгранит». Они считают, что стали жертвой заговора и рейдерской атаки, в результате чего лишись своей собственности - одного из крупнейших производителей гранита в Европе.
В списке указанных в иске рейдеров 22 физических и юридических лица, среди которых Промсвязьбанк, Сбербанк во главе с председателем правления Германом Грефом и его сын Олег Греф - руководитель и один из совладельцев консалтинговой компании НЭО Центр. Среди предполагаемых соучастников назван сын генпрокурора Юрия Чайки Артем. В иске говорится о том, что Сергей Пойманов стал жертвой заговора, целью которого было создание монополии в строительном бизнесе. В результате чего лишился активов. Главным же исполнителем «дьявольской комбинации» называется Юрий Жуков, вошедший в историю российского бизнеса как основатель группы компаний «ПИК». Но в историю с «Павловскгранитом» Юрий Жуков попал уже в качестве руководителя Национальной нерудной компании - структуры, в которую инвесторы консолидировали активы по разработке месторождений для стройматериалов.
Объем иска - 65 страниц, где довольно подробно изложены все злоключения Сергея Пойманова. Но сам механизм отъема активов определен в нескольких предложениях, которые описывают четыре основных этапа всей операции:
1. На первом этапе акции компании изымаются по решению арбитражного суда.
2. На втором - продаются с аукциона.
3. На третьем - направляются «нужному» покупателю.
4. И, наконец, на четвертом, заключительном этапе происходит банкротство, которое «закрывает» все следы предыдущих транзакций.
Суть происходящей цепочки действий податели иска определяют, как «reiderstvo», подчеркивая, таким образом, российскую специфику обычного рейдерства - хорошо известную в Америке практику враждебных слияний и поглощений, суть которой обычно сводится к предложениям выкупа акций у владельцев бизнеса в обход менеджмента. Российская версия, как известно, предполагает захват бизнеса в обход самих владельцев, чаще всего через процедуру банкротства. Этим «reiderstvo» не ограничивается. Авторы иска перечисляют еще несколько «обязательных характеристик» российского рейдерства - взятку, подделку документов, мошенничество, коррупцию, силовое давление и искусственное банкротство.
Но, что особенно важно, «reiderstvo» невозможно без использования административного и политического ресурса. Авторы иска не претендуют на открытие в области социальных наук. Они ссылаются на статью, опубликованную в мае прошлого года под говорящим названием «Взрыв рейдерства: значение для России и Запада», опубликованную на портале с соответствующим названием. Тем не менее, при чтении текста искового заявления складывается впечатление: авторы решили, что называется, легкими мазками «набросить» материал для будущих романов и телесериалов.
И главная роль антигероя в этом сериале зарезервирована для одного человека - Германа Грефа
. В иске специально оговаривается, что экс-министр экономического развития и торговли использовал свою репутацию на Западе и Востоке для поддержки той самой «reiderskoi атаки». Не менее ярко прописана и роль для Олега Грефа - сына главы Сбербанка, который, по информации истцов, не только руководит, но и владеет долей (19.9%) в консалтинговой компании «НЭО Центр». Согласно версии Сергея Пойманова и Ирины Подгорной, Олег Греф сумел оценить «Павловскгранит» по публикациям в интернете. С учетом того, какими быстрыми темпами развивался в свое время консалтинговый бизнес «НЭО Центр», эта и другие подобные технологии имели потрясающий успех у клиентов. Ну и имя, возможно, способствовало.
Довольно часто в тексте иска мелькают знакомые уже для американского уха имена Сергея Магнитского и Уильяма Браудера. Таким образом создается нехитрый логический треугольник, связывающий «reiderstvo», Грефа и смерть в российской тюрьме налогового консультанта. По всей видимости демонстрация этой связки и является главной целью подателей иска. Из материалов дела видно, что свой иск адвокаты PPF Management подали еще в ноябре 2016 года. Но, по требованию подателей, специальным решением суда материалы был засекречены, в результате чего докет дела - электронное хранилище - оказалось недоступным для публики. Причины такого решения неизвестны, но, вполне вероятно, истцы пытались о чем-то договориться со Сбербанком. А когда не получилось, решили действовать по другому плану. Скорее всего это будет стратегия раскручивания публичного скандала вокруг развенчания образа главного реформатора и создателя «танцующего слона» (Сбербанка).